Не первый год живу в черногорской среде, много собрано наблюдений.
Вот статья, где слово "еврей" замените на "черногорец", получите яркое представление о народе, который не олицетворяет себя с сербами, скорее, противопоставляет, а с приходом "русских", приравняли в Законе их и украинцев к албанцам:
Трудно говорить о характере народа в целом: всегда найдутся исключения. Например, ассоциацией с русским народом будет указание на его ленивость, неповоротливость, как у медведя (или, более положительно- на долготерпение). Да и черты народа меняются со временем: в отношении русских- полуязыческая простота и открытость нравов сменяется после монгольского ига холопством, привычкой подчиняться, оставляя, вероятно, инвариантом соборность и коллективность, которая упорно сопротивляется привносимому сейчас из-вне индивидуализму и формальности общения. Немцам, например, приписывают основательность и серьезность, французам- галантность и изящество, а англичанам- чопорность и педантичность Но нельзя ли сделать подобные выводы теперь и об евреях?
Так, на закрытый социологический вопрос [57]: "Что должен уметь еврейский мальчик?" получилась такая статистика ответов: играть на скрипке- 15.21%, картавить- 9.02%, отвечать вопросом на вопрос -75.77%. Кстати, мне самому однажды выдали- "Вы, что еврей?", и на мое недоумение пояснили- "отвечаете вопрос на вопрос". Тот же опрос на сайте 7-40 [57] дает еще пару любопытных штрихов: 1. Легко ли быть евреем: временами 36.63%, проще простого 29.90%, это тяжкое бремя 33.47% (обратите внимание на 3-ю опцию); 2. Среди евреев больше всего: учёных 26.64%, банкиров 15.80%, медиа-магнатов 6.99%, русофобов 21.08%, русофилов 29.50 %. (вероятно, около 60% репатриантов из России сохранило положительные воспоминания о ней) 3. Еврейское счастье, это: мешок с деньгами 22.49 %, жена с детьми 28.17%, американское гражданство 16.63%, горе антисемита 32.71% (обратите внимание на лидерство 2-й опции, если убрать шутников 4-й). 4. A Вы еврей? да 37.64%, почти 10.42%, никогда! 10.40%, а почему вы спрашиваете? 41.53% (эти цифры полезны для оценки целевой аудитории сайта 7-40 и соответственно корректности опросов, все-таки около 60% настроены серьезно). 5. Если еврей захочет, он: сможет 53.38%, попросит 15.49%, купит 31.13% (о взятке как условии выживания евреев писал много С.Лурье). 6. Евреи больше всего боятся: семита 8.71%, антисемита 10.11%, Б-жьего гнева 14.52%, своей мамы 66.67% (обратите внимание на 4-ю опцию). 7. Праздновать Рош ха-Шана это: наша традиция 67.76%, торжественный повод сходить в синагогу 4.99%, новый год без елки 16.91%, стол накрыт и кипит шампанское...10.33% (даже шутники сохранили серьезность).
Несколько пролить свет на черты характера евреев может ответ А.Бовина на вопрос журналистки о том, что ему не нравится в израильтянах (вероятно, есть особая психология галутного еврея, отличная от таковой еврея-израильтянина) [EE]: "Во-первых, почти всеобщая необязательность, которая выражается в хронических опозданиях всего и вся. Нигде я не терял столько времени, ожидая начала концерта, начала заседания, прихода человека на деловую встречу и т. д. и т. п. Во-вторых, явный дефицит деликатности, излишние, как мне представляется, развязность, неопрятность, бесцеремонность на улицах и в общественных местах. О некоторых проявлениях указанных "качеств" даже говорить неудобно. Упомяну лишь об изобилии мусора вдоль дорог и в лесах // Matigor- если сравнить с российским мусором, то, вероятно, это проявление русского характера, завезенного "русской" алией , нежелание уступать друг другу дорогу, да и вообще нежелание считаться с тем, что рядом и вокруг могут быть люди, которым ваша "раскованность" мешает. В-третьих, странная неосведомленность многих вроде бы образованных, внешне вполне интеллигентных и занимающих видное положение людей во многих, я бы сказал "школьных", фактах мировой истории, мировой культуры. В-четвертых, проникающие во все поры общества лицемерие, ханжество, суесловие. Везде и всюду говорят о еврейских традициях. Книге книг. Десяти заповедях. Но, судя по тому, что я вижу, о чем слушаю и читаю, обычная жизнь большинства обычных людей, реальная политика и реальная экономика, в которые погружены израильтяне, - все это страшно далеко от указанных заповедей. И имя Господа поминается всуе". В 1994 году институт "Дахав" и газета "Едиот ахронот" провели опрос на тему "типичный израильтянин" (// Matigor- хотя речь и идет об израильтянах, но все-таки это касается каким-то образом и евреев). Первый вопрос был о "наиболее типичной черте". Ответы расположились так [EE]: 21% - наглость, 18% - грубость, 10% - нервозность, нетерпеливость, 8% - крикливость, 6% - чванство, 6% - страсть к семечкам. Из положительных свойств отметили дружелюбие (8%) и патриотизм (6%). В целом минусы выделили 72% респондентов. Приводя эти данные, А.Бовин пишет, однако, "израильтяне (евреи в Израиле) склонны к мазохизму, к преувеличению своих минусов. По моим наблюдениям, на первом месте стоят прежде всего - патриотизм, любовь к своей стране, к своей истории и культуре. С чванством я вообще не сталкивался. Крикливость (+ махание руками) и нетерпеливость, по-моему, встречаются чаще, чем наглость и грубость". Еще два наблюдения [EE]: 1) Еврей приходит в ресторан, чтобы чуть выпить, побольше закусить, посидеть и поговорить. "Русский" еврей приходит в ресторан, чтобы гульнуть; 2) Говорят, что самые заядлые спорщики в мире - французы. Но тот, кто знает израильтян, так не думает. Дух противоречия, похоже, у них в крови. Не зря же говорят: два еврея - три мнения. Не знаю, как курьез ли, но на одном из форумов отметили у евреев "склонность к неслабой выпивке" (вероятно, это связано с Пуримом и с четырьмя пасхальными бокалами вина). Г.Форд в самом начале своей книги [F] выделяет "отвращение от тяжелой, требующей напряжения сил физической работы, сильно развитая семейственность и любовь к единоплеменникам; сильно развитый религиозный инстинкт; мужество скорей пророка и мученика, чем культурного передового бойца и солдата; выдающаяся способность, при наступлении тяжелых жизненных условий, держаться вместе, не выходя за пределы расовой гражданственности, способность к эксплуатации личности и к использованию социальных условий; хитрость и лукавство в спекулятивной наживе, в особенности в денежных делах; восточная любовь к пышности; преклонение перед могуществом и радостями высокого общественного положения; высокий уровень умственных способностей". А.И.Солженицын отмечает связь коммерческой жилки евреев с состоянием рассеяния: "А предприимчивый динамичный еврейский характер страдал от территориального сгущения и острой внутренней конкуренции в нём; для него естественно: разлиться как можно шире. Как и писал И.Г. Оршанский: "Чем более евреи рассеяны между христианским населением... тем выше уровень их благосостояния"[S]. Как и Понтрягин [40], он подтверждает нелюбовь евреев к физическому труду: "Вот собранные сразу после войны свидетельства евреев, бывших в среднеазиатской эвакуации: "Низкий уровень производительности труда депортированных евреев... служил в глазах местного населения доказательством нежелания евреев заниматься физическим трудом, что будто бы составляет характерную черту евреев"", также: "Ещё назову здесь генетика Владимира Эфроимсона, который из 36 месяцев своего заключения (одного из своих сроков, у него было два) провёл 13 на общих, и тоже из принципа (он имел возможность устроиться). Полагаясь на посылки из дому (но в этом нет укора), он взял тачку именно потому, что в Джезказгане было немало евреев-москвичей, и они хорошо устраивались, а Эфроимсон хотел развеять недоброжелательство к евреям, которое естественно возникало. И как же бригада оценила его поведение? - "Да он просто выродок еврейского народа; разве настоящий еврей будет тачку катать?" Смеялись над ним и евреи-придурки (да и досадовали, что "выставляется" в укор им). - Так же и в том же положении оценен был и Яков Давыдович Гродзенский, вкалывавший на общих: "Да разве он - еврей?"". Еще один любопытный фрагмент (20-я глава "Двести лет вместе" [S]): "Если б я там //Matigor-ГУЛАГЕ не побывал - не написать бы мне этой главы. До лагерей и я так думал: "наций не надо замечать", никаких наций вообще нет, есть человечество. А в лагерь присылаешься и узнаёшь: если у тебя удачная нация - ты счастливчик, ты обеспечен, ты выжил! Если общая нация - не обижайся. Ибо национальность - едва ли не главный признак, по которому зэки отбираются в спасительный корпус придурков… Тут выяснилось, однако, что физическая работа пересыпки крупы и перекладки ботинок, с которой Севастьянов справлялся в одиночку, Бершадеру тоже противопоказана. И ему добавили в помощь холуя, и бухгалтерия Соломонова провела того через штаты обслуги. - Но и это ещё не была полнота жизни. Самую красивую и гордую женщину лагеря, лебедя М-ву, лейтенанта-снайпера, - он согнул и поневолил ходить к нему в каптёрку вечерами. Появился в лагере Бурштейн - и другую красавицу, А.Ш., приспособил к своей кабинке…", "ещё отдельно возражал Теуш: у вашего Соломона - совсем и не еврейский характер: еврей всегда держится с оглядкой, осторожно, просительно, допустим хитро, - но откуда эта развязная наглость торжествующей силы? Это неправда, так не бывает!".
В предыдущем пункте указывалось на раздвоенность по признаку веры души еврея. Эта раздвоенность в более общем смысле отмечается самими евреями (Яковом Вассерманом и Мартином Бубером в изложении Солженицына [S]): "Верно одно: фигляр и естественный человек, чувствительный к прекрасному и враждебный ему, фанатик и трусливый раб, шарлатан и азартный игрок - все это есть в еврее…", "высшее в нем связано с низшим и его светлые стороны с постыдными". В еврее смесь национализма и интернационализма (ее всегда отмечают юдофобы, говоря: "почему евреям можно быть сионистами, а русским нельзя быть националистами?"; и в самом деле, либо для человека национальность другого человека не имеет никакого значения, так говорит логика интернационалиста, либо, напротив, существует преференция, как чувствует националист/расист). По мнению Бердяева [S], "потеря нацией своего государства, своей самостоятельности и суверенности есть великое несчастье, тяжёлая болезнь, калечащая душу нации. То, что еврейский народ... совсем лишился государства и жил скитальцем в мире, изломало и искалечило душу еврейского народа. У него накопилось недоброе чувство против всех народов, живущих в собственных государства… склонность его к интернационализму есть лишь обратная сторона его болезненного национализма". Этот крепкий национализм проявляется вполне бессознательно [S]: "Учёный Лев Тумерман (в 1977, уже в Израиле) вспоминает о раннем советском времени, что он тогда "отрицал всякий национализм". А теперь, оглядываясь на те годы: "Я с удивлением подмечаю то, что тогда ускользало от меня: несмотря на полную, казалось бы, ассимиляцию в русской среде, весь круг моих ближайших, задушевных друзей в ту пору оставался еврейским"". Или вот еще: "Я горжусь тем, что я еврей, что рождён евреем, что я таковой без моего на то согласия. Как еврей я делаю всё для того, чтобы быть полезным своему народу, чтобы враждебные отношения уходили из нашей жизни" (Генри Резник, адвокат)
Коснемся семейных дел. Мнение одного белоруса: "Вас раздражает, что евреи "лезут", что редко встретишь еврея среди рабочих, но разве вы сами всегда делаете все, что надо для того, чтобы протолкнуть своих отпрысков повыше? Лишь только в маленьком еврейчике промелькнет искра божья, все еврейские родственники и знакомые начинают ее усиленно раздувать: "Смотрите, какой красивый рисунок нарисовал наш Абраша!". Или: "У нашего Изи получился ну просто замечательный домик из кубиков!" У вас же отличившееся чадо вызывает главным образом досаду: "Лучше бы посуду помыл", "Лучше бы с хлопцами во дворе побегал"". Сходное замечание о евреях я слышал из уст своей матери (по ассоциации- второй и третий этажи дома называются еврейскими, поскольку наиболее обустроены в отличие от первого, где сыро и шум улицы, и последнего, где крыша протекает). Или возьмем юдофильное мнение одной армянки, живущей на Украине [62]: "С детских лет они [евреи] зубрили учебники, пилили на скрипке, осваивали профессию. Воспитывая в своих детях уважение к этим ценностям и защищая их внутренний мир, евреи накопили капитал, который невозможно отнять. Даже дети для них - это не просто любимые и желанные спутники любви, а своеобразный банк, где все, что ты накопил, прирастает с процентами. За всю свою жизнь, я никогда не видела беспризорных еврейских детей, праздношатающихся и дуреющих от безделья… В юности я стремилась быть похожей на еврейских женщин потому, что никогда не видела и не слышала, чтобы еврей бил свою жену или детей. В их традициях было мыть женам ноги перед сном. А право от Бога на развод еврей имел по единственной причине. Как Вы думаете, по какой? Если считал эту женщину некрасивой…".
В одном исследовании анекдотов [63] отмечается: "Герои еврейских анекдотов мало изменились за более чем столетнюю историю существования этой серии. Евреи умные, хитрые, жадные. Часто богатые, но в отличие от грузин не демонстрируют свое богатство, а стараются скрыть его. Имеют большие способности к бизнесу (часто нечестному). Евреи физически слабые, но благодаря своей хитрости часто побеждают более сильного противника (интересно, что после израильской шестидневной войны в русском фольклоре появилось много анекдотов о победоносных израильских солдатах, но во всех этих анекдотах солдаты побеждают противника не силой и не храбростью, а хитростью). Еврей хороший семьянин, для него очень важна его жена, дети и вообще все многочисленные родственники. Евреи за свою долгую, полную гонений историю научились приспосабливаться ко всему, поэтому евреи могут приспособиться и к советской власти и даже обмануть ее представителей (милицию, таможенников и др.)… Именно такая установка характерна для еврея как героя анекдота, и не случайно именно "таки" (особенно в сочетании таки да) служит одним их самых характерных признаков еврея в анекдотах. Приверженность семейным связям подчеркивается средствами, при помощи которых еврей осуществляет референцию к своим родственникам, в частности к жене: моя Сарочка вместо моя жена или Сара… Евреи в анекдотах… ценят выражение сочувствия выше, чем комплименты собеседнику ("еврейский комплимент": "Как вы сегодня плохо выглядите"), сами, отвечая на комплимент, начинают возражать собеседнику, при упоминании любого лица считают необходимым дать ему оценку, обычно в форме пожелания ("Пусть она будет счастлива", "Чтоб у него было столько болячек, сколько у меня долгов", "Чтоб он так жил...") и т.д.". Талмуд, как мы увидим далее, весьма большое внимание уделяет семейным отношениям, а семьи ортодоксов, как правило, многодетны (и малоимущи).
Отчужденность евреев от окружающих порождает подозрительность по отношению к происходящему (в предположении реального или мнимого антисемитизма). "В Иерусалиме предполагали, что если есть возможность сделать пакость Израилю, да еще и заработать на этом, то Россия такую пакость не преминет сделать. Или потребует отступного"[EE]. "На деле трудно найти что-нибудь раздражительнее и щепетильнее образованного еврея и обидчивее его, как еврея" (Достоевский, [FF]). "За годы преследований и оскорблений у евреев выработался определённый психический комплекс подозрительности ко всякому к ним обращению, исходящему от не-евреев. Во всём они готовы предусмотреть скрытый или явный намёк на их национальность... Евреи никогда не могут публично заявлять о своём еврействе, и официально принято, что об этом нужно молчать, как будто это некий порок, как будто это криминальное прошлое… часть еврейских обывателей доходит до ненависти к Израилю, считая его генератором антисемитизма в советской политике. Помню фразу одной преуспевающей учительницы-еврейки: "Бросить бы одну хорошую бомбу на весь этот Израиль, и нам было бы легче жить"" (цит по Солженицыну, [S]). "Я уже и раньше высказывался в том смысле, что все еврейские дела представляют собою noli me tangere ("не трогай меня")" (отец румынского короля Карл-Антон Гогенцоллерн-Зигмаринген, 1868г., [69]). Отсюда, объяснение получает высокая чувствительность евреев к употреблению неевреями слова "еврей" и к "патриотизму" (русскому, немецкому и т.д.) или "национализму": история научила их, что вслед за этим следуют погромы.
Конспиролог Дюк говорит [T] о вербальной одаренности евреев (в противоположность отсутствию тяги к технике и физико-техническим дисциплинам). Также мне довелось услышать такое обяснение приверженности евреев к логическому мышлению- поскольку априори оппонент в споре настроен против евреев, то единственный способ убеждения- обращение к логике, перед умозаключениями которой все равны (тем самым снимается особость евреев). Я, пожалуй, частично соглашусь с тем мнением юдофобов, что собственный творческий потенциал у евреев невелик, а они присваивают, правда, творчески, себе наработки других. Взять того же Эйнштейна, работавшего в патентном бюро: он взял математический аппарат теории относительности у Лоренца, заимствовал некоторые идеи у А.Пуанкаре и Э.Маха, экспериментальную базу у Майкельсона (сколько бы не открещивался, что не знал об этом знаменитом опыте)- подал это под особым соусом, и вот вам СТО. Без Эйнштейна не было бы СТО, но не он ее создал. Неверно, однако, считать Эйнштейна рядовым плагиатором. Его гений проявился прежде всего в философской сфере, а не в физической. Среди интеллигенции и лауреатов Нобелевской премии много профессоров, авторов учебников, хороших ученых-евреев, но гениями почти всегда будут национальные гении. Впрочем, нужно заметить, что для совершения чего-то достойного в сфере культуры необходимо знакомство и, более того, творческий диалог с предшественниками. А вот размышления раввина Адина Штейнзальца (цит. по [S]): "это наша поразительная способность видоизменяться, приспосабливаться, становиться похожими на людей, среди которых мы живём... Способность... впитывать окружающую культуру... Наша адаптация - это внутреннее преображение. С языком чужого народа к нам приходит глубокое понимание его духа, его чаяний, его образа жизни и мыслей. Мы не просто обезьянничаем, а становимся частью этого народа… мы оказываемся в состоянии понять этот народ лучше, чем он сам понимает себя… у других народов складывается ощущение, что евреи не только берут их деньги, но изощрённо похищают у них душу и таким образом становятся их национальными поэтами, драматургами, художниками, а через некоторое время - устами и мозгом их народа". Для иудея главным в его жизни всегда будет Тора, она застилает перед его глазами все: величественность мироздания, красоту природы, изящество искусств, и эти сферы пусты для него. Хотя еврей вне иудейской традиции вполне может совершить нечто значительное в этих областях. Вот свидетельство "русского" еврея В.Кициса, эмигрировавшего в Израиль и разоблачавшего экстрасенсов на перестроечной волне: "Израильская система образования отличается двумя признаками: Признак 1. В школах Израиля с ранних лет учат Танах (т. е. религию иудаизма), привыкают к ее легко понимаемым чудесам - и потому дети, которые сильно соблазняются чудесами, идут в религию, а не в математику (с ее чудесной математической логикой) и не в естественные науки (с их чудесами, чудесность которых трудно понять). Признак 2. В школах Израиля с ранних лет учат Танах - и привыкают к извращенной логике толкования Торы в Талмуде, т.е. привыкают полагаться в логике на чужой авторитет, а не на собственное мышление. Признак 1 приводит к плохим результатам: дети, идущие в естественные науки и в математику, чудеса рассматривают как фокусы и труднопонимаемые чудо математической логики и чудеса естественных наук (вроде физики) воспринимают как трудные парадоксы, требующие нелегкой работы по их изучению. Они не радуются этим труднопонимаемым чудесам. Признак 2 приводит к скверным результатам, т.к. задачи на основании религиозных Авторитетов и их извращенной логики не решишь. В итоге ухудшается запоминание формул физики и математики, а теории их вывода студенты и вовсе не запоминают (в большинстве своем). Хорошие студенты формируются только из тех детей, в которых гордость своим мозгом раздута до крайности - и они относятся к задачам изучения так: чем труднее задача - тем больший дан мне повод гордиться своим мозгом по ее решении. И чем математически труднее теория - тем она лучше. Проверять теорию на ее соответствие практике они не будут склонны и будут делать это без вдохновения и только за большие деньги. Поэтому израильские физики - едва ли не худшие в мире (хотя работающие на войну получают очень высокие зарплаты). А ведь всюду в западном мире (кроме Израиля) знаменитые физики - в основном евреи. Израильские археологи в основном полагаются на Тору - и потому часто попадают впросак. Израильские медики и генетики не выдвинули ни одной толковой принципиальной теории. В науке процветают шаманство и парапсихология, в которых нет критического мышления и критической логической постановки опытов. Впрочем, и они процветают в основном среди переселенцев из России - у них есть неудовлетворенная страсть к чудесам и понимание чудесности чудес шаманства и парапсихологии (поскольку в русских школах они учили физику Ньютона). В последнее время представители русских переселенцев - не физики - занесли в Израиль теорию Г. Шипова, которая содержит чудеса и математически очень трудна, но легко опровергается опытами. Интересно - соблазнятся ли израильские физики и станут ли развивать эту безнадежную теорию? (Теория относится к физике и к парапсихологии одновременно.)". Не могу отказать себе в удовольствии процитировать некого Aquirre, выражающего идущую от Отто Вайнингера роскошную теорию (довольно метафизическую и красивую, чтобы быть правдой):
"…Еврей стал способен проявлять активность более высокого уровня, чем бытовое соблюдение Закона, лишь тогда, когда он отрекся от своей веры, когда начались его ассимиляция, т. е. когда он перестал быть евреем в р е л и г и о з н о м смысле этого слова. Но при этом еврею так и не удалось до конца преодолеть Закон, и это особенно хорошо заметно в творческой сфере… В классической музыке, например, огромное количество талантливых исполнителей еврейской национальности, но когда дело касается сочинительства, то здесь ряд выдающихся евреев-композиторов на общем фоне далеко не так широк - и среди них еврейского Баха или Моцарта появиться просто не может… В метафизическом смысле речь можно говорить о неспособности преодолеть барьер мироздания, о закостенелой привязанности к отчужденному Богом Творению. Такая духовная "пассивность" еврея еще более высвечивается при акцентировании внимания на ту среду, в которой он вращается… самые заметные новости оттуда //Matigor-Израиля - взаимоотношения евреев с арабами или внутренние политические дела, в то время как ни один израильский творческий или научный институт не потряс воображение мирового сообщества своими достижениями и открытиями. Вообще можно заметить, что еврей среди неевреев всегда более "активен", нежели чем среди своих соплеменников. //Мatigor- любопытна аналогия с понятием "кислотности" вещества в химии … Еврей, лишенный такой возможности практически изначально, находясь среди других народов, принимая их обычаи и в какой-то степени попадая под воздействие их архетипа, получает возможность приблизиться к запретным для него сферам, становясь своего рода "метафизическим паразитом". Упомянутое выше "преобладание личного субъективного начала" в характере еврея как такового проявляется только на фоне "объекта" - т. е. других народов. Хотя внутренне "субъект" и доминирует над "объектом", но в тоже время он обязан ему своим существованием, своей "субъектностью"… Отто Вайнингер, сам еврей по национальности, в своей книге "Пол и характер" приводит следующие характеристики еврея: "у еврея, как и у женщин, личность совершенно отсутствует", "истинный еврей, как и женщина, лишен собственного "я"". Такое отождествление еврейского психологического типа исключительно с женским, "пассивным", причем сделанное самим евреем, еще более радикально отделяет еврея от нееврея. Действительно, для внимательного наблюдателя даже в бытовом плане прослеживаются параллели между поведением еврея и женщины. Женщина только тогда является полноценной женщиной, только тогда достигает своего расцвета, когда она находится среди мужчин - в этом, собственно, и заключается ее предназначение. Далее, для нее важно привлекать к себе мужское внимание, и именно благодаря, а не вопреки, своей "пассивности" она стремится подчинить своему диктату мужскую "активность". Но ведь буквально тоже самое выше было сказано и о евреях…Агрессивная экспансия еврея - это стремление утвердить свое "я" - которого н е с у щ е с т в у е т" [GG].
http://mivmiv.narod.ru/