Черногория - информация, советы, впечатления

Объявление

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ФОРУМ НАШЕЙ КОМПАНИИ. ПИШИТЕ СВОИ ПОЖЕЛАНИЯ, ВЫСКАЗЫВАЙТЕ МЫСЛИ, ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, СПРАШИВАЙТЕ. МЫ РАДЫ ОБЩЕНИЮ С ВАМИ. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



КТО ОБ ЭТОМ СЛЫШАЛ?

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

ЕВРЕИ НА РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЕ 
В июне 1876 года Сербия и Черногория, королевства на Балканском полуострове, начали войну против Турции, чтобы освободиться от вассальной зависимости. Борьба южных славян вызвала сочувственные отклики в русском обществе: по всей России организовывали во множестве славянские комитеты, собирали деньги на борьбу, и среди прочих в списках жертвователей появились и еврейские имена. И снова оптимисты понадеялись: вслед за свободой славян на Балканах будет даровано и евреям равноправие в России. Евреи вступали в санитарные отряды, которые отправлялись в Сербию, а некий Арон Ротман, - хоть и не знал ни одного славянского языка, даже русского, и говорил только на идиш, - поехал туда одним из первых и погиб в сражении. Поехал в Сербию и Давид Гольдштейн - корреспондентом газеты, но стал там простым солдатом, чтобы помочь восставшим. Он храбро сражался, был назначен командиром редута взамен убитого офицера, и под его командованием гарнизон отбил атаку турок. Гольдштейн получил медаль за храбрость и сербский орден, умер в госпитале от раны, и командир русских добровольцев писал о нем: "Мне редко случалось встречать такое безупречное мужество и хладнокровие, которые Гольдштейн выказал посреди величайшей опасности, и я считаю священным для себя долгом почтить этим заявлением память покойного".

Но силы были неравными, и восставшие не могли устоять против турок. Кончилось тем, что Россия объявила войну Турции, и теперь уже еврейские солдаты в составе регулярных русских частей пошли освобождать славян. Русская армия продвигалась вперед, и на освобожденных территориях болгары грабили, убивали и изгоняли местных евреев, потому что считали их сторонниками турецкой власти. Английский посол в Стамбуле сообщал в Лондон: "В Казанлыке были вырезаны многие еврейские семьи... Ужасно положение евреев, преследуемых христианами и защищаемых турками; они совершенно разорены..." В европейских газетах писали о резне евреев в болгарских городах, о разрушении еврейских кварталов, о тысячах беженцев, среди которых были раненые штыковыми ударами. "Русские поднялись на помощь своим кровным братьям-славянам и единоверцам, - вспоминал еврейский журналист, - между тем как евреев ничто не связывает с болгарами. Напротив, евреи помнят тот позор и те преследования, которым их братья подвергались в Болгарии, особенно во время войны, между тем как под властью турок они жили тогда мирно и вольготно. И несмотря на это, десятки тысяч российских евреев сражались как львы, бок о бок с русскими. Многие были ранены и остались инвалидами на всю жизнь, многие пали славною смертью на поле брани, - их кровь смешалась на Балканах с кровью славян..."

В те дни много писали в русских газетах о хищениях поставщиков провианта, "жидков-продовольцев" из "Товарищества Грегер, Горвиц и Коган". Забывали при этом, что интенданты разных национальностей нагрели руки на той войне, а некий поставщик Власов даже поджег собственную фабрику консервов, чтобы скрыть следы злоупотреблений. Но нескольких евреев-аферистов выделили среди прочих дельцов, а их вину распространили на все еврейское население России. Еврейский историк С.Дубнов писал: "Во время войны... все четырехмиллионное русское еврейство выделило из своей среды несколько десятков смелых хищников, которые набросились на продовольственное дело, как птицы на падаль... Забитый еврейский солдатик, несший одинаково со своими товарищами-христианами бремя войны, подобно им страдавший от хищений разных "агентов", проливавший кровь и получавший раны за отечество, - этот солдатик (а мало ли их было на войне, таких солдатиков?) терялся в многотысячном строе и не обращал на себя ничьего особенного внимания; но физиономия разжившегося "агента" совалась повсюду, бросалась в глаза, замечалась во всяких скандалах и темных историях - и замечалась теми, которые в этой презренной горстке аферистов-хищников видели типичных представителей всего русского еврейства... Так-то составляются репутации, и так составилась репутация о целом народе в глазах многих русских людей! О, если бы эти люди могли заглянуть в глубь еврейской народной жизни, если бы они могли видеть эту миллионную массу честных тружеников, сдавленных в "черте оседлости", эту еврейскую голь перекатную, еврейский пролетариат, подобного которому нет ни у одного народа; если бы они видели, как эта масса стонет, вопит, голодает, задыхается в своей клетке, рвется к труду, к земле, к свободе и к свету, и как она на каждом шагу встречает препятствия, незнакомые никому, кроме евреев.., - что сказали бы они тогда о своем случайном "первом впечатлении"? Что сказали бы они на бессовестные выдумки о еврейском "миродержавстве" и еврейском "богатстве", созданные жестокими шутниками ради насмешки над жалким положением обездоленного народа?"

После войны объявились даже "специалисты", которые позабыли про истинные ее мотивы во имя освобождения славян, и всю вину за ее начало взвалили на российских евреев. Писатель-юдофоб Г.Крестовский писал в одном из своих антиеврейских романов: "Вообще евреи были за войну, в особенности наши, предвидя в ней счастливую для себя возможность великолепных, грандиозных гешефтов. Во многих синагогах раздавались высокопарные речи казенных и иных раввинов, призывавшие "русских евреев" быть в готовности к услугам "отечества" и правительства; в штаб действующей армии и другие правительственные учреждения сыпались проекты разных "выгодных" предложений и "патриотических" изобретений вроде греческого огня из Бердичева, подводных лодок из Шклова и т.п. Более крупные евреи, вроде "генералов" Поляковых и Варшавских, делали даже "бескорыстные" пожертвования, и все вообще тщились заявлять себя "балшущими патриотами"... Во всяком случае, один из расчетов двойной игры Запада, в союзе с жидовством, оправдался. Отступать России было уже поздно, да и некуда - и 12 апреля 1877 года война была объявлена".

В русских газетах ругали и премьер-министра Англии Д.Дизраели, лорда Биконсфильда, еврея по происхождению, за его протурецкую политику, - а заодно с ним доставалось и российским евреям. В ответ на это сто бердичевских евреев во главе со своим раввином написали в газете: "Мы, русские евреи, смело заявляем перед лицом всего русского народа, что с английским премьером мы положительно ничего общего не имеем и иметь не желаем, и что в России нам живется относительно хорошо..." Из Болгарии в Россию один за одним шли поезда с ранеными, среди которых были и евреи, а в газетах продолжали писать о плохих солдатах-инородцах, татарах и евреях, на которых можно было свалить военные неудачи. "И татары, и евреи, - защищал их начальник штаба генерал А.Куропаткин, - умели и будут уметь впредь так же геройски драться и умирать, как и прочие русские солдаты, - надо только уметь повести их".

Больше всего еврейских солдат было в шестнадцатой и тридцатой пехотных дивизиях, которые навербовали в Могилевской и Минской губерниях. Одну четверть там составляли евреи, а в некоторых ротах - более половины. Когда их отправляли на фронт, было много злых и обидных шуток по этому поводу, но после первых же боев офицеры этих дивизии высоко оценили еврейских солдат. "По общему отзыву ротных командиров, - писал один из них, - евреи дрались храбро и даже отчаянно". А командир тридцатой дивизии вспоминал после войны: "Еврей-солдат - чаще всего, семейный - обычно обеспокоен и озабочен; но еврей-воин в пылу битвы - храбр и неимоверно решителен. Это не автомат, не машина, действующая по команде офицера; напротив, с полным сознанием грозящей ему опасности, позабыв и бедствующее семейство и беспомощных стариков-родителей, он с образцовой решимостью и самоотвержением бросается первым в огонь. Еще одним бесспорным отличительным признаком обладает еврей-воин: это - его быстрая сообразительность и предприимчивость в самые трудные минуты".

Военный корреспондент того времени писал: "Я проделал значительную часть кампании на Балканах со Скобелевским отрядом, и мне ни разу не пришлось слышать о том, чтобы евреи-солдаты уступали в чем-либо русским солдатам. На Шипке было мало наших войск. Большая часть солдат была выбита. И в этих боях особенно отличился еврей. В то время, как солдаты лежали в окопах на гребне горы, еврей-солдат бесстрашно стоял под дождем пуль и указывал товарищам, куда стрелять. Когда ему казалось, что кто-то трусит, он говорил: '"Ай да воин! Я еврей - и не боюсь, а ты вот трусишь!.." На форте возле Шипки к ногам артиллериста Лейбуша Файгенбаума упал снаряд, но не успел он еще разорваться, как Файгенбаум, не растерявшись, отшвырнул его в соседний ров и спас орудие и солдат. За это он получил Георгиевский крест, был отмечен особым приказом по армии, и о его подвиге много писали в газетах. В той же войне Лейбуш Файгенбаум получил еще два Георгия и умер от раны.

Во время ночной атаки на турецкий редут солдат шестнадцатой дивизии остановил сильный огонь. "Среди жужжания пуль и гранат, - вспоминал один из офицеров, - подбежал унтер-офицер еврей и закричал в темноте: "Ваше высокоблагородие, надевайте феску, кричите "Аллах!" Я обернулся и вижу: еврей-унтер надевает на солдат фески убитых турок и велит им кричать: "Аллах, Аллах!" Я тут же надел окровавленную феску, и с криком "Аллах!" мы начали быстро подниматься в темноте. Турки тут же прекратили огонь, приняв нас за своих. Мы без труда ворвались к ошеломленным туркам, захватили их врасплох и одержали полную победу".

В боях за Плевну погибли многие солдаты и офицеры тридцатой дивизии. В одной из рот, которая пошла в атаку, был убит последний офицер, а солдаты замешкались и залегли. И тогда солдат-еврей снял с убитого офицера его мундир, переоделся в него и с обнаженной саблей вышел вперед. "За мной, ребята, ура!" - скомандовал он солдатам, и вся рота поднялась и пошла в атаку. Этот еврей был убит пулей в висок, и его похоронили со всеми воинскими почестями и в офицерском мундире. Под той же Плевной солдаты тридцатой дивизии пошли в атаку на турецкие траншеи, но оттуда по ним открыли сильный огонь. "Чем ближе мы подходили к турецкой траншее, тем положение наше становилось все отчаяннее, - вспоминал командир дивизии. - Вдруг какой-то крик - "Шма, Исраэль!" ("Слушай, Израиль!") - огласил воздух. Оказалось, это закричали евреи, за ними бессознательно повторили то же самое русские солдаты, и в общем смятении, при единогласном "Шма, Исраэль!" вся дивизия взобралась на турецкую траншею".

И еще одно свидетельство ротного командира тридцатой дивизии, настолько невероятное, что трудно в него поверить. И тем не менее, это факт. Он рассказывал: "24 декабря 1877 года, с рассветом... мы взобрались, еле дыша, на вершину неимоверно крутой отвесной горы. И тут мы неожиданно очутились лицом к лицу с неприятелем, в пять раз превышавшим нашу силу. Неприятель начал перестрелку, надо отступать, - но куда?.. Посмотришь вниз по спуску - голова кружится: верная смерть!.. Как вдруг раздалось несколько голосов: "Валяй турка, валяй его!.." Семь-восемь евреев-солдат кинулись к неприятелю, и хватая по два, по три турка, с криком "Валяй его!" бросались по откосу в пропасть. Их отчаянному призыву последовали другие храбрецы роты. Стоны и крики падавших настолько оглушили турок, что они пустились в бегство. Укрепив позицию, я отправил ординарцев разведать о судьбе отчаянных бойцов. С нашей стороны погибло двадцать шесть, из них девятнадцать евреев-солдат; турок же было шестьдесят семь. В живых осталось очень мало".

Остается только добавить, что в Москве, за зданием Политехнического музея, по сей день можно увидеть памятник-часовню, которую поставили русские гренадеры своим товарищам, павшим под Плевной. На стенах часовни записаны имена офицеров и солдат, особо отличившихся в боях 1877 года. Есть там и еврейские имена: Абрам Клях, Самуил Брем, Наум Коломец, Мошка Уманский, Исаак Родзевич, Моисей Масюк. Это их вспомнил в будущем, в Государственной Думе, еврейский депутат, выступая за отмену черты оседлости: "Если бы воскресли все эти люди, - сказал он, - которым нация поставила памятник, то они не имели бы права приехать в Москву и посмотреть на свой памятник".

0

2

:(  " iностранец" : Сербские евреи получили предупреждение

"i" (N13 от 05.04.2004)
Лидеры еврейской общины Сербии и Черногории получили письмо от некого Радомира Тимотевича, связанного с исламистами, в котором тот сообщил, что ему заказали убийство Аки Зингера – главы еврейской общины Сербии и Черногории.
Тимотевич пишет: «Я испытываю угрызения совести (насколько я вообще могу испытывать это чувство). До недавнего времени я симпатизировал людям, которые готовили (и, я уверен, готовят) нападение на еврейскую общину и на вас».
О письме информированы сербская полиция и посольство Израиля в Белграде. Письмо воспринято серьезно, над ним работают лучшие специалисты. Эксперты по терроризму считают Балканы, прежде всего Боснию, Косово и отчасти Албанию, одной из главных тренировочных площадок исламских террористов. Сам Тимотевич говорит о том, что был связан с террористами из Турции, Сирии, Македонии.
Действующие на Балканах исламисты из числа боснийских мусульман и албанцев, в общем, враждебно относятся к местным еврейским общинам и Израилю, так сказать, по «принципиальным соображениям». К тому же Израиль, осудив в свое время «этнические чистки» режима Милошевича, тем не менее, в целом сочувственно относится к сербам, которым, как и Израилю, приходится противостоять воинствующим исламским фундаменталистам. В 1999 году Израиль довольно критически отнесся к военной акции НАТО против Югославии, предупреждая, что «несбалансированная» проалбанская политика Запада может превратить Косово в базу для исламских террористов. Видимо, теперь балканские исламисты решили прибегнуть к «ответным действиям».

:mad:  Как давно это написано, но как свежа проблема сегодня!

0

3

«Сараевскую агаду» умножили на 613

22.05.2006
Древний еврейский манускрипт, переживший испанскую инквизицию, нацистскую оккупацию и балканскую войну, недавно был отпечатан ограниченным тиражом в издательстве «Rabic publishing house», о чем сообщил на прошлой неделе в интервью AFP глава издательского дома Горан Микулич.
Рукописная «Сараевская агада», созданная в XIV веке, была издана тиражом 613 экземпляров — по количеству заповедей, которые Б-г дал евреям. «Все экземпляры были отпечатаны в Италии , и практически вся работа делалась вручную», — рассказал Микулич.
«Сараевская агада» — старейшее из существующих в мире на сегодняшний день сефардских пасхальных сказаний об исходе евреев из Египта. Оригинал манускрипта выставлен в сараевском Национальном музее. Кстати, копии выглядит абсолютно так же как и оригинал, все они отпечатаны на пергаменте и выпущены в кожаном переплете.
Агада на 109 страницах написана на иврите, от руки, на беленой телячьей коже. В XIV веке манускрипт в качестве свадебного подарка преподнесли одной молодой паре из Барселоны. В 1492 году еврейский беженец из Испании привез книгу в Италию, откуда с неким раввином она попала в Боснию и передавалась из поколения в поколения его потомками.
В 1894 году некто Йосеф Коэн продал книгу Национальному музею. Во время Второй мировой войны директор музея, который был католиком, и его коллега-мусульманин спасли книгу от явившегося за ней нацистского офицера. Они тайно провезли ее через все патрули и доставили в горную деревушку неподалеку от Сараево, где служащий-мусульманин хранил Агаду в подвале мечети до самого конца войны, когда манускрипт в целости и сохранности был возвращен в музей.
Когда в 1992-м в Боснии вспыхнула война, музей оказался аккурат на линии фронта. Не убоявшись снайперского огня боснийских сербов, один из музейных сотрудников прополз в галерею, вынес оттуда Агаду и сдал ее на хранение в Национальный банк. Там манускрипт оставался и после войны, окончившейся в 1995 году, поскольку музей был разрушен. И только в январе 2002-го Агада вновь была выставлена на обозрение публики.
Перепечатанная «Сараевская агада» будет продаваться по весьма внушительной цене — 1150 евро за экземпляр. Несмотря на это издательство уже получило примерно сотню заказов.

Сегодня в Боснии и Герцеговине проживает около четырехсот евреев.

Материал подготовил Йорам Шпыркин

0

4

Закон Тито лишил евреев имущества
22.02.2006

В Словении, сообщает EJP, развернулась кампания по реституции еврейской собственности, конфискованной нацистами в годы Второй мировой войны, а впоследствии экспроприированной и национализированной при коммунистическом режиме.

После окончания войны югославские власти выселяли и лишали собственности выживших евреев, объясняя это тем, что они - немцы и пособники нацистов. Таким образом, в результате конфискации имущества еврейской общины частная собственность оставалась без наследников.

Проблема реституции еврейской собственности в Словении впервые была поднята относительно недавно. Небольшая еврейская община республики впервые обратилась к руководству страны с этим вопросам в феврале 2000 года. Приблизительно через год после этого в государственный комитет по неразрешенным вопросам религиозных общин Словении была представлена дополнительная информация. С тех пор в вопросе реституций еврейская община не может достичь никакого хоть сколько-нибудь существенного прогресса. «Только последнее правительство попыталось заняться этим», - констатирует президент общины Андрей Козар-Бек.

Однако в минувшем году произошел ряд важных событий, и это позволило переговорам по реституции сдвинуться с мертвой точки. В сентябре 2005-го словенский министр юстиции Ловро Стурм, возглавляющий также государственную комиссию по религиозным общинам, в конце концов, вынес предложение на рассмотрение комиссии, заявив при этом, что «многим европейским странам уже доводилось сталкиваться с подобными вопросами, теперь подошла очередь заняться этим и в Словении».

Для устранения последствий имевших место случаев несправедливости министерство юстиции учредило специальное подразделение, главная цель которого состоит в том, чтобы ускорить проведение исторического расследования и внести ясность в этот сложный вопрос. В процессе также принимает участие Институт этнических исследований Словении.

В ноябре прошлого года Ловро Стурм встречался с представителем Всемирной организации по еврейским реституциям Даниэлем Мариашиным. В последние несколько месяцев эта организация принимает активное участие в реституционных процессах на территории этой бывшей югославской республики и сотрудничает с еврейской общиной Словении во всех аспектах. Всего неделю назад стороны подписали контракт, в соответствии с которым планируется создание совместного Фонда для управления любой возвращенной собственностью или компенсацией за нее, а также содействующего развитию и воссозданию еврейских традиций и еврейской культуры.

В ноябре прошлого года вопрос реституций поднимался и в ходе встречи А. Козар-Бека с премьер-министром Словении Янешом Янзой. «Существующая правовая база не позволяет найти адекватное решение проблемы, поэтому предоставить такое решение будет вынуждено правительство», - заявил Янза. Со своей стороны, еврейская община страны довольно однозначно заявила, что поиск решения данной проблемы - моральный долг словенского правительства и требует всего лишь символической денежной компенсации за общинную и частную собственность, а также предоставление офисных помещений для общинного центра и синагоги.

Помимо прочего, для разрешения проблемы требуется и отмена «закона Тито», в соответствии с которым все эмигранты, покинувшие Югославию в период с 1948 по 1950 годы, лишаются своего имущества в пользу государства. Следующая встреча представителей обеих сторон запланирована на середину марта.

До начала Второй мировой войны на территории Словении проживало около 4500 евреев. Почти все они погибли от рук нацистов. Сегодня, по приблизительным оценкам, еврейская община Словении насчитывает около пятисот человек.

Материал подготовил Станислав Шустерман

0

5

Загребским евреям 200 лет

01.06.2006

Всемирно известный дирижер Зубин Мета выступил в среду 31 мая с Израильским филармоническим оркестром на концерте в честь 200-летия еврейской общины Загреба, сообщает EJP.
Это культурное мероприятие стало, помимо прочего, и одним из первых шагов, направленных на улучшение отношений между Хорватией и Израилем, открыв год празднований, приуроченных к двухсотлетию еврейской общины хорватской столицы. «Сегодняшний концерт — это только начало празднований. До конца года мы проведем еще немало концертов и выставок», — пообещал президент загребской еврейской общины Огнен Краус.

В год своего основания (1806) община насчитывала 70 человек. Накануне Второй мировой войны это число составляло уже 11 тысяч, но пережить эпоху нацизма удалось лишь каждому четвертому загребскому еврею. Сегодня, по приблизительным подсчетам, в хорватской столице проживает около полутора тысяч евреев.

Материал подготовил Станислав Шустерман

0

6

Электронная еврейская энциклопедия. Югославия   
Электронная еврейская энциклопедия // http://www.eleven.co.il/?mode=article&a … amp;query=
--------------------------------------------------------------------------------

ЮГОСЛА`ВИЯ, государство на юго-востоке Европы, образовалось в 1918 г. До 1929 г. именовалось Королевством сербов, хорватов и словенцев, в 1945–92 гг. — Федеративной народной (затем — Социалистической федеративной) республикой Югославией. В 1945–92 гг. включала шесть республик (Сербия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория) и две автономные области (Воеводина, Косово). С апреля 1992 г. в составе Югославии две республики: Сербия и Черногория.

В 1918 г. численность еврейского населения Югославии составляла семьдесят тысяч человек. По переписи 1931 г. в Югославии проживало семьдесят три тысячи евреев; в марте 1941 г., перед вторжением в страну войск нацистской Германии, Италии и Болгарии, в Югославии насчитывалось около восьмидесяти тысяч евреев. Еврейское население увеличивалось мало, что было связано с эмиграцией из страны, в основном в США. В 1933–41 гг. через Югославию прошло около пятидесяти тысяч евреев — беженцев из Германии, Австрии, Чехословакии и других европейских стран. Около четырех тысяч беженцев осталось в Югославии. Большинство евреев проживало в больших городах. Так, в 1940 г. еврейская община Белграда состояла из одиннадцати тысяч человек, Загреба — из одиннадцати тысяч, Сараево — из десяти тысяч. Многочисленные еврейские общины имелись также в Осиеке, Беловаре, Скопье. 60% еврейского населения Югославии составляли ашкеназы, 40% — сефарды. В Сербии, Боснии, Герцеговине, Македонии в основном проживали сефарды, в Словении и Хорватии — ашкеназы. 58% самодеятельного еврейского населения было занято в торговле, занималось финансовой деятельностью или работало на транспорте. 13–16% были чиновниками и представителями свободных профессий. Рабочие и ремесленники составляли 12,7%. В сельском хозяйстве было занято 0,6% евреев (вообще в стране сельскохозяйственным трудом занималось 76,3% самодеятельного нееврейского населения). Другими видами деятельности занималось 16,3%. Большинство евреев Югославии принадлежало к среднему классу, было много состоятельных людей, но в Македонии были и очень бедные еврейские общины.

В 1919 г. была создана Федерация еврейских общин; в 1939 г. в Югославии была 121 община. Главным раввином Югославии был доктор Р. И. Алкалай. Действовало Объединение ортодоксальных общин, в которое входило 12 общин (три с половиной тысячи человек). Еврейские организации активно занимались защитой интересов еврейского населения перед властями страны. В шести городах работали еврейские средние школы. К середине 1930-х гг. сионисты (см. Сионизм) составляли большинство в советах почти всех общин страны (кроме ортодоксальных) и в руководстве Федерации еврейских общин. В стране открывались отделения молодежных сионистских движений, самым крупным было отделение Ха-Шомер ха-ца‘ир. В 1920 г. возникли первые фермы Хе-Халуца, в 1921 г. халуцим отправились в Эрец-Исраэль. В Югославии действовало отделение ВИЦО. Под руководством сионистов создавались еврейские начальные школы с преподаванием на иврите, детские сады, любительские театры, оркестры. Выходили печатные издания сионистской ориентации. С сентября 1917 г. в Загребе издавался сионистский еженедельник «Жидов» — официальный орган сионистской организации; в Сараево печатались еженедельники «Жидовски свет» и «Еврейски живот» (объединились в 1928 г. в газету «Еврейски глас»). Печатались литературно-художественные («Оманут»), юношеские («Гид‘он») и детские («Ха-авив») издания.

До прихода А. Гитлера к власти антисемитизм в Югославии был незначительным явлением. Антиеврейские настроения выражали немногочисленные в конце 1920-х – начале 1930-х гг. группы хорватских националистов усташей и маленькая группа сербских националистов Збор. По мере усиления преследования евреев в нацистской Германии в Югославии расширялось влияние антисемитских кругов, которые получали щедрую финансовую помощь от посольства Германии в Белграде, однако подавляющее большинство населения Сербии и правящая династия Карагеоргиевичей по-прежнему благожелательно относились к евреям. После начала 2-й мировой войны антисемитские настроения в Югославии усилились. Под давлением правительства Германии в октябре 1940 г. в Югославии был принят ряд антиеврейских законов; согласно одному из них в средних школах и университетах вводилась процентная норма, другой запрещал еврейским торговцам продавать некоторые продовольственные товары. Широкие круги сербского населения, в том числе интеллигенция, резко критиковали эти законы. Федерация еврейских общин играла активную роль в борьбе за их отмену.

6 апреля 1941 г. войска нацистской Германии и ее союзников — Италии, Венгрии и Болгарии — начали наступление на Югославию. Армия Югославии была разгромлена, 18 апреля правительство Югославии подписало акт о капитуляции. Территория страны была поделена между Италией и Германией на зоны оккупации, часть территории страны была присоединена к Венгрии и Болгарии. В Хорватии было создано марионеточное государство под руководством А. Павелича. У евреев в районах, присоединенных к Венгрии, а также в итальянской зоне оккупации было больше шансов уцелеть.

Военная немецкая администрация в Сербии, осуществляя жестокую политику в отношении сербского населения, с первых дней начала проводить антиеврейское законодательство. 30 мая были опубликованы указы, направленные против евреев. Вводилась идентификация евреев в соответствии с Нюрнбергскими законами. Евреев увольняли с государственной службы, им запрещали заниматься свободными профессиями, был введен отличительный знак. Сразу же была предписана обязательная регистрация еврейского населения, кроме того, евреи были обязаны зарегистрировать принадлежавшие им торговые, ремесленные и промышленные предприятия. В Белграде из двенадцати тысяч проживавших в городе евреев зарегистрировалось 9145 человек. Сербам было запрещено укрывать евреев. Указ 22 июля 1941 г. вводил обязательную «ариизацию» еврейской собственности: все средства, вырученные от продажи фабрик, магазинов, домов и т. д., принадлежавших евреям, поступали в распоряжение армии Германии.

В начале июля 1941 г. после резкого подъема партизанского движения военные власти начали расстреливать в Сербии заложников: так, 5 июля было расстреляно 13 человек (трое из них — евреи), 28 июля — 122 человека, в большинстве евреи. С конца июля немцы проводили массовые аресты мужчин-евреев на всей территории Сербии. В августе немцы «очистили» от евреев область Банат на северо-востоке страны; всех евреев вывезли в лагерь Тасмайдан под Белградом. В октябре в ответ на акции партизан начались массовые расстрелы евреев. 10 октября в Сербии были арестованы все мужчины-евреи, коммунисты и националистически или демократически настроенные лица. В октябре–ноябре в Сербии было расстреляно около четырех–пяти тысяч еврейских мужчин. В ноябре все оставшиеся евреи Белграда и других районов Сербии были собраны в лагере Саймиште на Дунае под Белградом и уничтожены в марте–июле 1942 г. в грузовиках-душегубках. В августе 1942 г. один из руководителей немецкой администрации на Балканах докладывал новому командующему немецкими войсками: «Сербия — единственная страна, где еврейский и цыганский вопросы полностью решены».

В 1941 г. в состав Независимой Хорватской державы вошли территории Хорватии, Боснии и Герцеговины. Уже в ходе военных действий войска Германии сжигали синагоги, разрушали кладбища, расстреливали руководителей еврейских общин. 30 апреля 1941 г. в Хорватии были введены в действие Нюрнбергские законы, в мае были распущены все еврейские организации. Были опубликованы указы, запрещавшие смешанные браки, наем «арийской» прислуги, был введен отличительный знак, все евреи были уволены с государственной службы. Однако некоторые евреи — выкресты и лица, которые внесли ценный вклад в «арийское дело», — получили звание «почетных арийцев». В конце октября 1941 г. евреев стали отправлять в лагеря принудительного труда: так, шесть тысяч человек были отправлены на работу на соляные копи в Карловаце и Юдово. К концу 1941 г. две трети евреев Хорватии были заключены в концентрационные лагеря, большинство было уничтожено усташами в самом большом в стране концлагере Ясеновац. 1600 евреев бежали из немецкой зоны оккупации в Герцеговину, оккупированную итальянскими войсками. Хорватские власти удовлетворяли немецкие требования о депортации различных групп еврейского населения: в мае 1942 г. в Освенцим было отправлено две тысячи евреев Хорватии (всего за 1942 г. — около пяти тысяч). Военные власти в итальянской зоне оккупации не преследовали местных евреев и принимали бежавших от немцев и хорватов. Немецкие и хорватские власти требовали от итальянского командования выдать бежавших евреев, а также начать депортацию местных евреев. Немецкое правительство усилило давление на Б. Муссолини, и он обещал не препятствовать хорватам начать депортацию в итальянской зоне оккупации. Однако итальянское военное командование в оккупированной части Югославии провело секретное совещание, во время которого было принято решение не выдавать евреев и тянуть время. Поражение в войне и все возраставшее давление немцев заставили итальянцев сосредоточить все еврейское население на острове недалеко от побережья Италии. В мае–июле 1943 г. евреи со всей итальянской зоны оккупации были переправлены в лагерь Рав-Бакши, однако еще до этого тысячи евреев Хорватии успели убежать в Италию из итальянской зоны оккупации.

3 сентября Италия капитулировала, итальянская зона прекратила существование. Итальянские военные власти дали возможность евреям бежать на территорию, находящуюся под контролем народно-освободительной армии Югославии под командованием И. Броз Тито. В лагере осталось около двухсот человек — стариков и больных, которых немцы депортировали в Триест, а затем в Освенцим.

Венгерская зона оккупации включала в себя значительную часть Воеводины (Бачка, Баранья и район Меджимурья). На евреев были распространены антиеврейские законы, существовавшие в Венгрии. В январе 1942 г. подразделения венгерской армии и полиция начали убивать евреев и сербов. К моменту, когда эти акции прекратились по распоряжению из Будапешта, было убито девятьсот евреев и четыреста сербов. Многие молодые евреи были мобилизованы в трудовые батальоны и отправлены на восточный фронт, где их использовали на работах, связанных с риском для жизни, например, на разминировании полей. В венгерской зоне массовые убийства возобновились в марте 1944 г., после оккупации Венгрии германской армией. Евреев собрали в трех лагерях, в начале мая 1944 г. их начали отправлять в Освенцим и через месяц депортировали всех. Всего из венгерской зоны оккупации в Освенцим было отправлено более десяти тысяч евреев. Из шестнадцати тысяч евреев, проживавших в венгерской зоне оккупации в 1941 г., было уничтожено четырнадцать тысяч человек.

В Македонии, которая была оккупирована болгарской армией, в 1941 г. проживало восемь тысяч евреев. Преследования евреев начались осенью 1942 г., были опубликованы антиеврейские законы. В феврале 1943 г. завершились переговоры между немецкими и болгарскими представителями, в ходе которых немцам удалось достичь соглашения с болгарами об отправке евреев Македонии в лагеря смерти. 11 марта 1943 г. болгарская полиция арестовала всех евреев, проживавших в Македонии, и заключила их в лагерь в Скопье. 22–29 марта большинство евреев были отправлены в Треблинку и уничтожены в газовых камерах. Всего погибло 7144 еврея, около тысячи человек спаслось.

Всего из 80 тысяч евреев, проживавших на территории Югославии в 1941 г., во время Катастрофы погибло 66 тысяч (82%).

Евреи Югославии принимали активное участие в партизанском движении, они воевали в рядах народно-освободительной армии Югославии под командованием И. Броз Тито. В рядах партизан против оккупационных войск и местных коллаборационистов сражалось 4572 еврея, из них три тысячи — в боевых частях. В рядах партизанской армии сражался батальон, сформированный исключительно из евреев. Десять евреев за участие в партизанском движении получили звание Народного героя Югославии. Евреи получали высокие воинские звания, генерал В. Тодорович, например, после войны командовал сухопутными силами армии Югославии; Роза Папо была первой женщиной, получившей звание генерала, она сыграла выдающуюся роль в организации военно-медицинской службы в народно-освободительной армии Югославии; доктор Х. Краус был командующим военно-медицинской службы. Партизанское командование хорошо относилось к евреям, отдельные случаи антисемитизма среди партизан карались.

20 октября 1944 г. советские и югославские войска освободили Белград. Федерация еврейских общин Югославии возобновила свою деятельность 22 октября 1944 г. С помощью Джойнта были восстановлены 56 еврейских общин. Федерация оказывала помощь возвращавшимся евреям, например, был открыт дом для престарелых в Загребе. В 1948–52 гг. около восьми тысяч евреев выехали в Государство Израиль. В 1950–60-х гг. еврейское населения Югославии составляло шесть с половиной–семь тысяч человек (по переписи 1952 г. — 6250 человек), они были объединены в 38 общин; несколько сотен евреев не были зарегистрированы в общинах. Среди евреев было 43% мужчин и 57% женщин. Около 50% еврейского населения были сефардского происхождения, проживали в основном в Сербии и Боснии, 50% были ашкеназами, проживали в основном в Хорватии и Словении. Большинство самодеятельного еврейского населения принадлежало к свободным профессиям, часть была служащими. Так, согласно переписи 1952 г., 875 евреев работали на административной службе; насчитывалось 247 экономистов, 221 врач, 82 инженера, 48 школьных учителей, 54 преподавателя вузов, 73 армейских офицера, 33 писателя и художника, 231 ремесленник. Согласно переписи 1957 г., в Югославии проживал 6691 еврей, на 137 женщин приходилось сто мужчин (во всем населении Югославии на 106 женщин приходилось сто мужчин). М. Пьяде был одним из руководителей Союза коммунистов Югославии, членом политбюро, главным идеологом югославских коммунистов.

В условиях относительной свободы Федерация еврейских общин Югославии вела разнообразную деятельность, направленную на развитие еврейской культуры и образования, оказание социальной помощи. Так, в 1950 г. были созданы еврейские детские сады в различных общинах (в 1969 г. работали детские сады в Загребе и Белграде), еврейские молодежные центры, организовывались летние лагеря, в которых каждый год отдыхало 350–400 еврейских детей и подростков. Молодых людей отправляли учиться за границу на различные еврейские курсы и семинары. Во многих общинах действовали еврейские библиотеки, в Белграде был открыт Еврейский исторический музей, в рамках которого был создан Институт по изучению истории югославского еврейства. Федерация еврейских общин выпускала ежемесячник и ежегодный «Еврейский альманах». Несмотря на это, религиозная жизнь в Югославии в 1950–70 гг. находилась под строгим контролем государства. В этих условиях в 1952 г. Федерация еврейских общин отказалась от определения общин как религиозных объединений, настаивая на их национальном характере. В Югославии было несколько синагог, но только один раввин — Менахем бен Аврахам Романо (1882–1960), живший в Сараево.

В 1970 г. численность евреев в Югославии составляла около пяти с половиной тысяч человек, большинство из которых проживали в Белграде, Загребе и Сараево. Перед началом гражданской войны в 1991 г. в стране проживало немногим более пяти тысяч евреев. Крупные еврейские общины функционировали в Белграде — около полутора тысяч евреев, в Загребе — около 1200, в Сараево — около тысячи. В 1980 г. Федерация еврейских общин продолжала вести активную деятельность. Действовали летние лагеря на побережье Адриатического моря, проводились ежегодные Маккабиады, функционировали дома для престарелых, действовали классы по изучению иврита, различные учебные программы для молодежи, женщин, включая религиозные семинары. В 1989 г. в Загребе был открыт еврейский детский сад.

Усиливавшийся сепаратизм и тенденции к созданию независимых государств в различных областях Югославии оказали значительное влияние на еврейские общины. Многие евреи выражали поддержку Сербии в ее борьбе за сохранение единого государства. Некоторые еврейские лидеры настороженно относились к хорватскому национализму, особенно после публикации в 1990 г. в Загребе «Протоколов сионских мудрецов». Однако после провозглашения в середине 1991 г. независимости Хорватии хорватские евреи поддержали новое государственное образование; сербы и хорваты при поддержке местных еврейских деятелей обвиняли друг друга в антисемитизме. Так, в начале 1992 г. К. Мандик, основатель Общества дружбы Сербия-Израиль, посетила США, где в серии лекций обвинила президента Хорватии Ф. Туджмана в профашистских и антисемитских настроениях и в том, что он планирует геноцид сербов в Хорватии. Н. Поргес — глава еврейской общины Загреба — обвинял сербов в антисемитизме и поддерживал правительство Ф. Туджмана.

В конце 1990 г. в Югославии (Сербии и Черногории) проживало около трех с половиной тысяч евреев, около двух тысяч — в Белграде. Небольшие еврейские общины есть в Нови-Сад, Сомборе, Суботице, Земуне. Во время гражданской войны в Боснии и Герцеговине в 1992–96 гг. около тысячи боснийских евреев бежали в Белград. Большинство из них репатриировалось в Израиль, но около двухсот человек осталось в Сербии. В обстановке гражданской войны, международной блокады, бомбардировок Сербии авиацией Североатлантического альянса, резко возросшей безработицы и нехватки товаров первой необходимости в Югославии усилился национализм, участились проявления антисемитизма. Так, в сентябре 1995 г. антисемитские надписи появились на стенах в Белградском университете, в октябре 1995 г. — на здании еврейского общинного центра в Белграде, в 1998 г. — внутри Белградской синагоги. В 1997 г. было разрушено девять могил на еврейском кладбище в Земуне. В телевизионной программе, посвященной политике США, в которой много говорилось о государственном секретаре Мадлен Олбрайт, делался вывод: «Евреи управляют миром. Евреи ответственны за то, что произошло в Сербии». Иерархи Сербской православной церкви осудили нападки на евреев, в том числе и антисемитскую статью, опубликованную в студенческой газете. В 1999 г. А. Сингер, президент Федерации еврейских общин, заявил, что власти Югославии, включая президента страны С. Милошевича, сейчас не выступают против антисемитизма и никто из лиц, ответственных за антисемитские акты, не был арестован. Многие евреи Югославии протестовали против попыток сербских, хорватских и боснийских националистов использовать евреев в своих целях и произвести раскол среди евреев, живущих в различных частях бывшей Югославии; в то же время часть еврейских лидеров выразила недовольство критическими высказываниями о Югославии некоторых известных евреев — политиков и общественных деятелей западного мира.

Белградская еврейская община помогает евреям, живущим в различных населенных пунктах Югославии, в развитии культурной и общинной жизни; вместе с Джойнтом община осуществляет социальные программы, в первую очередь помощь пожилым, посылает продовольственные посылки, оплачивает медицинские услуги и т. п. При Белградской синагоге работают молодежный центр, в котором 150 еврейских детей и молодых людей участвуют в различных программах, воскресная школа для детей, клуб для старшеклассников и студентов, семинары по изучению иудаизма, иврита. Действуют программы для взрослых и пожилых людей. В Белграде дает концерты еврейский хор и ставит спектакли еврейский детский театр, проводятся различные еврейские выставки; так, в январе 1997 г. Белградский еврейский музей организовал выставку, посвященную евреям Югославии, которую посетило множество людей. Федерация еврейских общин Югославии выпускает ежемесячный бюллетень.
Репатрианты из Югославии в Израиле сыграли большую роль в различных сферах. Так, Х. Бар-Лев и Д. Эл‘азар занимали в разное время должность начальника генштаба Цахала.

Отношения с Израилем. Коммунистическое правительство И. Броз Тито поддерживало борьбу еврейского населения Эрец-Исраэль против британского господства за создание независимого государства. До образования Государства Израиль из портов Югославии шли к берегам Эрец-Исраэль суда с репатриантами из Болгарии и Румынии.

Югославия заявила о признании Государства Израиль 19 мая 1948 г., в том же году между странами были установлены дипломатические отношения. Власти Югославии разрешили израильским самолетам, перевозившим во время Войны за Независимость оружие для Армии обороны Израиля (см. Цахал), совершать промежуточные посадки на аэродромах Югославии. Из портов Югославии отплывали в Израиль суда с оружием, закупленным в Чехословакии. Югославским евреям власти разрешили репатриацию в Израиль. До середины 1950-х гг. между двумя странами существовали дружественные отношения и тесное сотрудничество в экономике, спорте, культуре. В середине 1950-х гг., по мере укрепления влияния И. Броз Тито как одного из лидеров движения неприсоединившихся стран и установления тесных связей с президентом Египта Г. А. Насером, отношения между Израилем и Югославией стали ухудшаться. Так, в 1956 г. югославский президент выступил с резким осуждением Израиля во время Синайского кризиса (см. Синайская кампания). В 1967 г. Югославия играла активную роль в антиизраильской кампании, которую вели Советский Союз и социалистические страны во время Шестидневной войны. По инициативе Югославии дипломатические отношения между двумя странами были разорваны, продолжали существовать в незначительном объеме лишь торговые отношения. Югославия и Израиль возобновили дипломатические отношения в конце 1996 г. Израиль поддерживал международную блокаду Югославии во время гражданской войны в Боснии в 1992–96 гг. и действия войск Североатлантического союза против Югославии в 1999 г.

Вот сколько упоминаний о бывших Республиках Югославии, но НИГДЕ нет ни слова о Черногории?! :sorry:

0

7

16.03.2007.

Grad Bari vratio Rusiji crkvu Svetog Nikole Mirskog   :)   Город Бари возвратил России церкоь Св.Николая Мирского

Gest prijateljstva                                                    :)   Дружеский жест

Rim, 15. marta (Tanjug) -
   Италия вернула России одну маленькую церковь в Бари, которая до сегодняшнего дня была под юрисдикцией города на берегу Адриатического моря, как жест дружбы с Россией и как единство двух великих христианских церквей - православной и римско-каталической.
   Решение о возвращении церкви Св.Николая Мирского, названной в честь исторической личности IV века, епископа города Мира (сейчас в Турции), было сообщено президенту Владимиру Путину, который в среду, в Бари разговаривал с итальянским премьером Романом Продием. "Это важный жест для наших друзей из России", сказал по этому поводу Проди, довольный решением города Бари.

0

8

http://www.srpska.ru/articles/6330/veto.jpg   http://www.srpska.ru/article.php?nid=6330

0

9

Ельцин дал евреям законыhttp://www.jewish.ru/theme/cis/2007/04/elcin.gif
23.04.2007

Сегодня на 77-м году жизни скончался первый президент России Борис Ельцин.

Ельцин умер в 15:45 по московскому времени в Центральной клинической больнице. Об этом сообщил руководитель Медцентра управделами президента РФ Сергей Миронов, сообщает РИА «Новости». По его словам, экс-президент умер от прогрессирования сердечно-сосудистой полиорганной недостаточности, то есть от нарушения функций всех внутренних органов, вызванного заболеванием сердечно-сосудистой системы.

Известно, что у Ельцина было больное сердце и он перенес операцию аорто-коронарного шунтирования.

Ельцин был избран первым президентом России в 1991 году, напоминает Lenta.ru. В 1996 году он был переизбран на второй срок. 31 декабря 1999 года Ельцин сложил с себя полномочия президента РФ и,согласно конституции РФ, передал их премьер-министру Владимиру Путину.

В начале 1991 года, когда после долгих лет запретов и преследований советских времен еврейская жизнь в России постепенно начала возраждаться, будущий главный раввин России, а тогда раввин синагоги в Марьиной роще Берл Лазар встретился с Борисом Ельциным в Белом доме, где тогда располагался Верховный совет РСФСР.

«У меня было тогда очень хорошее впечатление от встречи, — рассказывал Берл Лазар в интервью «Порталу-Credo.ru». — Это был человек, который знал обо всем, мы долго с ним обсуждали вопросы еврейской жизни, возвращение синагог, открытия религиозных школ. Говорили с ним и о любавичском движении: он очень много знал об этом, о развитии хасидизма в России. Я сам был удивлен такими его знаниями. Он предстал перед моими глазами настоящим президентом, настоящим царем, у него было видение будущего... Мы вскоре увидели, как данные нам Ельциным обещания быстро превратились в законы, и у нас стало намного больше возможностей для возрождения еврейской жизни».

Материал подготовил Марк Левин

0

10

/9.11.2006/

В Черногории совершено поминовение на русском кладбище

--------------------------------------------------------------------------------

      4 ноября 2006 г. на Русском кладбище в монастыре Савина митрополит Черногорско-Приморский Амфиохий совершил Божественную литургию и заупокойное богослужение и по нашим соотечественникам похороненным здесь. Кладбище расположено рядом со строящимся храмом Св. Феодора Ушакова. На литургии и парастасе молились члены делегации Российской Госдумы во главе с Л.К.Слиской, посол России в Сербии Александр Алексеев, представитель российского консульства в Черногории Андрей Ермоленко. Гости из России привезли в подарок новому храму Казанскую икону Божией Матери и икону св. праведного Феодора. Община г. Герцег Нови в свою очередь подарила храму икону свв. равноапостольных Константина и Елены. Митрополиту Амфилохию сослужил настоятель Русского подворья в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев и местное духовенство. Об этом сообщает Светигора-пресс.
      Приветствуя российскую делегацию и собравшихся на Русском кладбище, владыка Амфилохий сказал: «Сегодня мы специально собрались на этом святом месте, чтобы помянуть тех русских вождей и воинов, которые пострадали в смутах XX века и похоронены на этом месте. И это великий день для них. Я глубоко уверен, что их души сейчас радуются в Царстве Небесном, радуются что сегодня, их наследники, генералы российской армии и представители российской думы, а также нашего православного сербского народа, присутствуют здесь и вспоминают их подвиг и их имена».
      Гости из России привезли в подарок новому храму икону Божией Матери Казанскую и св. праведного Феодора. Община г. Герцег-Нови подарила храму икону свв. равноапостольных Константина и Елены. От имени российской делегации присутствующих поприветствовала Любовь Слиска, а мэр Герцег-Нови Деян Мандич поблагодарил представителей российского парламента за помощь в восстановлении Русского кладбища в Савине. Он подчеркнул, что русские, почивающие на этом кладбище, внесли большой вклад в сегодняшний облик города. «Многие из них были высокообразованными интеллигентами, инженерами, врачами, офицерами и деятелями искусства», - отметил Мандич.
      Монастырь Савина является одним из старейших сербских монастырей. Первый храм здесь был воздвигнут в 1030 г. Эта обитель расположена на берегу красивейшей Которской бухты у города Герцег Нови в Югославской республике Черногории. Свое название монастырь получил по имени св. Саввы - первого архиепископа Сербского, который в начале XIII века построил здесь небольшую церковь.
      Монастырь имеет давние связи с Россией, куда монахи обители часто ездили за помощью. В 1806-1807 гг., когда черногорцы с помощью эскадры Д. Н. Сенявина освобождали Далмацию от наполеоновских войск, на кладбище Савина монастыря хоронили погибших русских моряков и солдат. Позже здесь нашли последний приют русские эмигранты. До сегодняшнего дня сохранилась могила донского казака станицы Вёшенской Александра Бокова, умершего в 1953 г. В ризнице монастыря хранится букварь на русском языке, по которому в 1820-х гг. у монаха Иосифа Троповича обучался грамоте будущий великий черногорский поэт и митрополит Петр II Негош.
wwwsrpska.ru   

;)  Л.К.Слиская - частый гость в Черногории, как погляжу - опять с визитом прибыла ;)

Отредактировано Luci (2007-04-26 16:29:56)

0

11

Сребреница, ложь и информационные игры
http://www.pogledi.rs/ruski/15.php

Отредактировано Luci (2010-04-07 00:52:04)

0

12

Евреи Боснии разыскивают "Праведников мира"
07.12.2007

Лидеры еврейской общины Боснии призвали население страны оказать помощь в поиске боснийцев, в годы Второй мировой войны спасавших евреев от преследований нацистов, сообщает Haaretz. Заслуги многих из них так и не были признаны.

Как сообщили в еврейской общине, целью акции является нахождение таких людей и документирование их историй.

Выступая на государственном телевидении, лидер проекта Эли Таубер призвал жителей страны войти в контакт с общиной или Боснийскими институтом расследований преступлений против человечества, если они располагают соответствующей информацией.

Акция проходит в рамках масштабного проекта по сбору информации и документированию сведений о жизни еврейской и мусульманской общин в Боснии на протяжении веков истории их сосуществования.
http://www.jewish.ru

0

13

Интересный факт - поселение цыган на Язе носит название  Палестина. ;)

0

14

В Черногории существует деревушка  JPAN -  Япония. Оказывается, житель этих мест участвовал в Русско-Японской войне, где, по старинному обычаю Японии, перед боем сразился с самураем и победил оного. Этот подвиг до сих пор воспевают в местных песнях, передают из уст в уста родичи того героя, а в документах царских архивах тог времени отражён это факт.

А вот и ещё интересно: 

Сербские и черногорские добровольцы во время русско-японской войны 
Материалы - История 
Автор: Acme     
24.08.2009 12:47 

Родной брат сербского короля - князь Арсений Карагеоргиевич командовал дивизионом Читинского казачьего полка. О нем как о личности незаурядной, талантливой и знаменитой писали многие корреспонденты. В частности, В. Козлов в «Дневнике войны» в 1905 году сообщал: «Карагеоргиевич еще молодой человек, на вид лет 35-40. Фигура у него несколько сутуловатая, но крепкая, сложенная богатырски. Лицо мужественное, мускулистое, со шрамом, бросающимся в глаза. Говорят, он получил этот шрам на одной из дуэлей, которых он имел в своей беспокойной жизни более двадцати...

Полковые товарищи, видевшие его в деле, с восторгом отзываются об его хладнокровии, изумительной храбрости и находчивости…».
А. Карагеоргиевич в составе разведочного отряда генерала Мищенко, которого называли «оком русской армии», принимал участие в отчаянно смелых рейдах по тылам японских войск. В том же отряде служили князья Потоцкий и Святополк-Мирский.
Организацию на реке Ялу партизанских отрядов, которым предоставлялась полная свобода и инициатива, командующий Маньчжурской армией А. Н. Куропаткин поручил полковнику Попович-Липовацу, черногорцу по происхождению, известному своей героической биографией и участием в национально-освободительной борьбе партизанских отрядов против османского ига на Балканском полуострове. Партизанский отряд был образован из охотничьих команд нескольких стрелковых полков и конной команды осетин-добровольцев под командованием поручика фон-Ланга. Сформированный по плану полковника Липоваца партизанский отряд, снабженный средствами для сигнализации и подрывного дела, был весьма мобильным, так как не имел обоза. Для обеспечения его деятельности в горах устроили скрытые продовольственные склады.
Вообще, представители Сербии и Черногории были широко представлены в русской армии и на флоте.

«Дедушка» Пламенац. По книге "Знак отличия военного ордена за русско-японскую войну"
ПЛАМЕНАЦ (ПЛАМЕНЕЦ) ФИЛИПП МАРКОВИЧ – 1 Читинский казачий полк, волонтер, потомственный дворянин, черногорец на русской службе, кресты 2-4 степеней за Китайский поход.
С чувством особенной радости встречаешь здесь те лица, которые видал под другим, маньчжурским небом, в обстановке войны, на батареях на позициях, где при виде нового белого облачка шрапнельного дыма невольно вставали вопросы: «Кого? его или меня? чей теперь настал черед»? - с которыми, уезжая с театра войны мысленно простился навсегда, в виду малой вероятности оставшихся уцелеть, особенно если судьба поставила их рядом с бесстрашно идущим под огонь генералом Мищенко.
С таким именно радостным чувством увидел я недавно на петербургских улицах массивную фигуру «дедушки» Пламенаца, как звали его в армии все от генерала до солдата и казака, - с широким энергичным лицом, с которого не сходит загар, с большими характерными усами, с живыми проницательными глазами, которые здесь смотрят как-то веселее, словно «дед» усмехается своей судьбе, выведшей его благополучно не из одной уже сотни боев и перестрелок на долгом веку. Только теперь вместо черной папахи или белой фуражки и простой парусинной куртки на нем сюртук сибирского стрелка с... прапорщичьими погонами и с тремя знаками отличия Военного Ордена трех первых степеней.
И вот теперь мне хочется поговорить об этом симпатичном старике, общем маньчжурском «дедушке», верном друге и телохранителе Мищенки, вынесшем раненого под Сандепу генерала из под огня на своих старческих, но еще сильных руках.
Право, он заслуживает нашего обшего внимания в гораздо большей степени, чем... Но я не назову имени, чтобы не оскорбить действительно почтенного «деда» таким сопоставлением.
Это человек высокой чести, олицетворение воинской доблести - «живое знамя» доблестного передового конного отряда генерала Мищенки.
Я познакомился с ним в первый день боя под Сахотаном, 10-го июня 1904 года.
- Вот наш «дедушка - рекомендую, сказал мне генерал Мищенко, показывая рукой на старика в парусинной куртке без погон, сидевшего на фланге стрелявшей по японцам 1-й Забайкальской казачьей батареи и несколько впереди ее. Услыхав свое имя, он обернулся и я увидал добродушное, загорелое в Корейском походе отряда и обросшее сивой бородок лицо. Мы познакомились. Потом разговорились, хотя разговаривать с дедом не так то легко, ибо речь его состоит из смеси черногорских слов с русскими.
- Давно вы, дедушка, начали сражаться?
- О давно, давно, - ответил он мне тихим голосом, видимо, уходя мыслью в прошлое. - В первый раз пошел я на войну с турками в 49-м году... Потом в 51-м... Потом в 53-м, 54-м, 55-м, 57-м, 59-и, 60-м, 62-м...
- Довольно, довольно, перебил я его, смеясь. - Коротко сказать, вы всю жизнь провоевали?
- А, да, да! - засмеялся и он. - Только наши войны ведь какие прежде были! сегодня перестрелка, а завтра все тихо и мирно... А потом убьют где-нибудь турки нашего юнака, или скот заберут, или наш юнак убьет где-нибудь на дороге какого-нибудь турка и опять пошла война... Вот в 62-м году война была настоящая. Турки заняли всю Черногорию, жгли деревни, топтали жатвы и виноградники... А у нас было чуть не по пять патронов на ружье... Плохо было - врасплох нас захватили...
Он замолчал, переживая в памяти прошлое но к нему уже не вернулся.
- Вот и теперь, - продолжал он, приехал я сюда, чтобы не умереть в постели, а в поле, на войне,, как следует юнаку, воеводе. Только вот что плохо, добавил он с оттенком печали, - смерти перестал бояться. Прежде все боялся, а теперь перестал. Плохо, плохо!..
И он действительно бесстрастно сидел на батарее, под огнем, возле своего генерала и смотрел на сопки, из-за которых то и дело взлетали в голубое небо красивые белые клубы дыма рвущейся шрапнели. Эти маньжурские сопки, по его признанию, напоминали ему горы родной Черногории Без бинокля, без зрительной трубы, зорким глазом горца он отлично различает, где, наши, где японцы.
- Стреляйте, стреляйте, не бойтесь!- говорить он уверенно, когда возникает спор из опасения выстрелить по своим. Он вообще сторонник смелых, решительных действий. И это роднить его с отважным генералом. Последний как-то, смеясь рассказывал, отмечая боевое спокойствие деда, как он его сконфузил: - «Близко снаряд разорвался... Я о чем-то думал, не заметил его и от разрыва вздрогнул. Вдруг дед подает мне кусочек ваты - «на, говорить, генерал, положи себе в уши».
Они отбывают вместе уже вторую кампанию и теперь, в бою, как вероятно и во время китайского похода, мечтают, как после войны они заживут в деревне, вместе, на покое.
Несмотря на свои весьма почтенные годы, Пламенац не отстает от своего генерала и всюду лазает с ним по сопкам.
В набег на Инкоу Мищенко не хотел было брать с собою «деда». - «Жаль, говорил он, если бы «дедушка» отстал и его пришлось бы бросить, вместе с другими, как я о том уже объявил по отряду... Весь план набега основывается мною на быстроте движения»...
И полковнику Логвинову поручено было уговорить «деда» остаться... Но он и слышать не хотел об этом, - «Пока жив я не расстанусь с моим генералом. Я был с ним везде, буду и теперь».. - ответил он Логвинову. А Мищенке сказал – «Вы не хотите брать с собою Пламенаца – Пламенац сам себя возьмет!» И пошел в набег. – «Держись, Пламенац, крепись, тянись, старый, во что бы то ни стало! – говорил я сам себе во время этого похода, - рассказывал потом мне «дедушка», сверкая глазами и грозя кому-то кулаком, обиженный тем, что в нем усумнились… И он выдержал, вытянул…
Но после мукденской битвы дедушка должен был уехать из армии лечиться. Годы и лишения сделали свое дело.
И вот он теперь в Петербурге, глубоко уязвленный печальным исходом войны.
- Мало нам старые (т.е. предки) оставили?! Мало Суворов нам оставил?! Не для того, чтобы истратить все!
И его речи против виновников наших неудач звучат наивным, но беспощадным негодованием. Как славянин, он не отделяет себя от России и неудачи ее считает неудачами всего славянства. Как западный славянин, он особенно не любит немцев и опасается их торжества над славянством.
Двенадцать лет тому назад покинул он свою Черную гору, но говорит о ней с страстной любовью и с умилением рисует картины ее природы и простого еще быта.
- Там воздух такой легкий, легкий, что человеку спится недолго и он встает бодрый, веселый и свежий.
И он сам, выросший, всю жизнь проведший в этом воздухе, до сих пор бодр, свеж, сохранил ясность мысли, часто блещущей юмором и большой запас чувств.
Впрочем, есть у деда одно огорчение: за 26 боев минувшей войны он получил две награды – знак отличия Военного Ордена 1-й степени и чин прапорщика. А он, как истый старый воин, честолюбив и потому говорит: - Мне стыдно – сестры милосердия получили по три!
Что сестры! Те работали. А сколько награждено офицерскими боевыми наградами беспечально проведших войну в глубоком тылу штабных чиновников, духовных особ, которые слышали гром войны издалека… А ведь дед был в передовом конном отряде генерала Мищенко. Там ли не испытали войны!…

Вл. Апушкин (Летопись войны с Японией. 1905. вып.79)

OCR и приведение к современной орфографии - Dmitry_N с форума http://tsushima.borda.ru
http://www.senica.ru

Отредактировано Luci (2010-04-07 00:25:09)

0

15

В передаче по Будванскому ТВ рассказывали о Будве, её проблемах и чаяниях.

То, что Будва уникальный город подтверждает и тот факт, как было сказано в передаче, 10% всех культурных ценностей Черногории находятся в Будве! ;)

Добавлю, древнейший город на побережье.

Ещё, по моим наблюдениям, именно здесь самые высокие люди Черногории - то ли климат, то ли психологическая доброжелательная атмосфера?!

Именно в Будве, каждый тридцатый будванин - миллионер, а в будванской општине проживает около 80% богатых людей Черногории.

На территории општины 6 действующих монастырей, а в Будве 3 действующих храма и мужской монастырь с действующей церковью.

В Будве два сада, две средние школы и старшая, колледж, университет туризма уже выстроен, музыкальная школа, карнавальная организация,

фольклорные коллективы, городской оркестр, галерея, выставочный комплекс.., а спортивные подразделения не смогу все перечислить

- от ватерполо, тенниса, футбола... до каратэ

Зато нет своего суда, больницы, театра и тюрьмы - все в Котор или Цетин! :mybb:

0

16

УСТАШИ

http://www.google.co.jp/search?hl=ru&source=hp&q=усташи&aq=f&aqi=g-s1&aql=&oq=&gs_rfai=

http://www.youtube.com/watch?v=LF4I8-aL … re=related

0

17

Александр Кравченко
Древняя история Черногории
http://www.montenegrina.net

       Черногория - страна удивительная, и удивительна она всеми своими проявлениями: природой, людьми, историей, одним словом, всем, что вкладывается в понятие одной страны. Особое впечатление, конечно же, производит черногорская природа, явление из ряда вон выходящее. Даже человеку, который себя именует атеистом, очень сложно оставаться таковым, находясь в Черногории. Здесь всё от величественных гор до песчинок на берегу морском вопиет о величии Творца. Здесь особенно понятна и близка, становится идея о вселенской молитвенной гармонии, том всеобщем деле, которое совершается всею тварью Божией в органическом единстве и согласии.
После окончания богослужения в маленьких, каменных с мизерными окошечками черногорских церквях чувство единения с Господом не только не покидает, но и необычайно усиливается. Кажется, что там во мраке под церковными сводами происходит только прелюдия к грандиозному действию прославления Бога, за облачными вершинами, звенящим чистым воздухом, неровными террасами каньонов и кристально чистыми зелёно-голубыми реками, текучими в их головокружительной глубине. Господь действительно одарил этот край щедрее щедрого. Да и само название его, также связано с человеческим восторгом от наблюдения прекрасных черногорских красот. По официальной версии, история эта произошла в XV веке. Проплывавшие близ черногорских берегов венецианские купцы были поражены видом с моря на огромную гору - Ловчин, главенствующую над всеми близлежащими окрестностями. При этом надо отметить, что Ловчин находится не на самом берегу моря, а в глубине материка и ближе к вершине покрыта редким хвойным лесом. Именно этот редкий лес создаёт иллюзию чёрного цвета для человеческих глаз, наблюдающих гору с моря после грозы и дождя, когда воздух разрежен и чист. Именно под воздействием этих оптических и цветовых видений и возникло название "MONTENEGRO", означающее по-латински Черногория.

       Однако вся эта история не может не вызвать сомнений, так как вспоминается, что страна эта как минимум на 2 тысячи лет старше своего названия. На берегах Бока-Которского залива, который прорезает побережье страны на десятки километров вглубь, и на юго-восточном побережье Адриатического моря (Ядранского по славяно-сербски) находится множество остатков от посёлков греческих колонистов, которые стали заселять эти земли примерно с VI-V веков до Р.Х. На дне залива часто находят остатки греческих судов, вывозивших из этих мест вино и пшеницу. Греческие колонисты мирно уживались с племенами морских иллиров, которые, как свидетельствует история, были довольно воинственны и свободолюбивы. В первом веке от Р.Х. в этих местах шла долгая война иллиров с римскими завоевателями. Война эта велась на всей территории Иллирии от предгорья Альп до современной Македонии. Приморские иллиры дрались особенно отчаянно и даже вошли в историю вместе со своей предводительницей королевой Теутой, имевшей ставку на территории современного города Тиват, куда сегодня совершают чартерные авиарейсы наши туристы. После римской победы и включения этих земель в провинцию Далмацию край этот до прихода славян переживал относительное спокойствие. Римскую империю сменила Восточно-Римская, а её, в свою очередь, Византия. Кстати, граница между Западной и Восточной Римской империей проходила изначально по Бока-Которскому заливу, в дальнейшем именно этот факт сделал из Черногории страну, лежащую на меже между Православием и католичеством.
Христианство в эти края пришло в самом его начале. Апостол от 70-ти Тит, грек, уроженец острова Крит, посещал Далмацию в своих апостольских миссиях. И, конечно же, христианство здесь процвело во всей своей красе после Миланского эдикта в IV веке. Именно в IV-V веках строительство театров и амфитеатров почти полностью прекращается, и в то же время начинают активно строиться христианские храмы. Сегодня от этих первых церквей почти ничего не осталось, за исключением хорошо сохранившихся фундамента и метровых стен кафедрального храма 6 века недалеко от Подгорицы - столицы Черногории. Недалеко от этого места в первой половине ХХ века инок Симеон, выпускник Киевской Духовной Академии, обнаружил крестообразную пещеру, в которой, предполагают, находился храм первых христиан. Сейчас на этом месте мужской монастырь Дайбабы. Однако при этом следует признать, что следов древнего христианства здесь значительно меньше по сравнению с Грецией или Италией. И главной причиной тому явилось нашествие языческих славянских племён на земли Иллирии и Далмации в VII веке. Поначалу славянские племена в составе Аварского каганата действовали в приграничных районах по берегам Дуная, т.е. на самом севере сегодняшней Югославии на линии, удаленной почти на 700 км от побережья Адриатики. Очень скоро славяне освободились от зависимости аваров и быстро преодолели расстояние до побережья. В Белградском народном музее есть очень любопытный экспонат, плоский камень с начертанной на нем молитвой жителей христиан города Сирмиум (северная Сербия) с мольбой о спасении города от осадивших его варваров-аваров и славян. Сирмиум, как и множество греко-латинских городов от Дуная до Адриатики, был захвачен славянами и немилосердно разграблен и сожжен. Примерно на 150-200 лет жизнь на большой территории северной части Балканского полуострова угасает. И здесь наступает длительный упадок христианской культуры.

       Некоторые знатоки византийско-славянских отношений говорят, что Господь призрел славян за их глубокое смирение. Вскоре после захвата Балкан славянские племена попали под вассальную зависимость побеждённых византийцев. Последние культурно поглотили вчерашних варваров. Тема эта очень широка и любопытна. Надо, однако, обратить внимание на самый важный итог подобного поглощения. Свт. Николай (Велемирович) Сербский говорит, что, в отличие от русских, сербы принимали христианство постепенно, добровольно, много десятилетий в соответствии с желанием и разумением каждого. Мы, русские, знаем, в какой день произошло крещение Киева св. князем Владимиром. Сербы тоже очень хорошо знают даты своего крещения. В каждой семье или, лучше сказать, роде ежегодно с особой торжественностью отмечаются "Славы", т.е. память того святого, в день которого в древности этот род принял святое крещение. И это не умирающий, но процветающий обычай.
Таким образом, за относительно небольшой период времени южные славяне хоть и оставались раздробленными по племенам, но уже были христианскими подданными Царьграда, и для них Византия издавала даже особые законы, которые регулировали отношения внутри славянских общин. Вассальная зависимость сербов от Византии продолжалась вплоть до начала XIII века, так даже Стефан Неманя - св. Симеон Мироточивый, отец св. Саввы Сербского, был подданным византийских царей. К VIII веку относится находка золотой печати с надписью по-гречески "князь Пётр", она была обнаружена на территории Черногории. Печать говорит о том, что в VII-X веках Черногорией владели славянские князья-христиане, которые использовали греческий язык как официальный. В Х веке Черногория подверглась непродолжительному нашествию болгар во главе с царём Симеоном. С этим же событием связано и появление первого сербского святого Иоанна Владимира, также уроженца Черногории. После болгарского нашествия влияние Византии заметно ослабло, и вчерашние вассалы стали поспешно примерять королевские короны. Соперничающие династии и властители в Черногории пытаются создать независимые от Царьграда державы. Истории остались известными такие небольшие государства, как Травуния, Дукля, Зета. Однако они не оказали большого влияния на последующие события. К этому же периоду относится и знаменитая "Летопись попа Дуклянина" (Дукля - средневековое название одной из областей Черногории), которая оказала сильное влияние на дальнейшие события и их политическое толкование. Оригинал Летописи на славянском языке был утерян, и до нас дошёл поздний латинский перевод. В нём, кроме любопытных фактов черногорской истории, есть одно очень важное утверждение о том, что славяне-черногорцы суть потомки древнего племени красных хорватов. Это на первый взгляд безобидное утверждение стали использовать в XIX-XX веках хорватские националисты-католики, пытаясь оторвать черногорцев от Сербства и Православия. И сейчас тезис о красных хорватах активно используется прозападными черногорскими раскольниками, желающими разорвать союз с Сербией.

       Отношения между Православием и Католичеством имели для Черногории первостепенное значение с самых древних времён. Так, например, известно, что первооснователь сербского государства Стефан Неманя, который родился в начале XII века в городе Рыбнице, был первоначально крещён католическим священником, затем по настоянию своего отца властителя Десимира был обращён в Православие. Да и королевскую корону сербские властители приняли на основании папской буллы. Все эти факты показывают величину опасности, которую несло соседство Черногории с западным миром, и потому вызывают удивление и восхищение те сила и твердость, с которыми черногорцы устояли в Православии до сегодняшнего дня.
Расцвет Сербского средневекового государства достаточно хорошо отражён в культуре Черногории, в ряде приморских монастырей и особенно в архитектуре и фресках монастыря Морача. На протяжении XIII-XIV веков Черногория или Зета, как её тогда называли, была неотъемлемой частью Сербской державы без каких либо попыток к отделению от неё. Постепенно здесь оформились два знатных рода Балшичей и Црноевичей. Первый известен тем, что активно принимал участие в междоусобных войнах накануне турецкого нашествия и борьбой с турками в начале агрессии. Род Церноевичей был более известным, так как с ним связан переход от Зеты к Черногории, или от периода независимости к тяжелому пятивековому гнету под турецким игом. Последний из рода Иван Црноевич перенёс монастырь и митрополию на Цетинье и тем самым положил начало совершенно новому и удивительному периоду Сербской истории. Старший сын Ивана Црноевича принял ислам в Царьграде, куда послал его отец в качестве посла. Его примеру потом последовали около трети сербов, проживающих в Черногории. Другой сын Црноевича бежал в Италию, оставляя на милость Божию горстку православного народа тесно скученную вокруг Цетинского монастыря.

0

18

Da ratne ne zarastu staze

Черногория в этом году празднует великий юбилей – 70 лет,
как весь черногорский народ, первый в Европе, которая стонала под натиском
фашистках сил, дал отпор превосходящему противнику.
В тот памятный день, 13 ИЮЛЯ 1941 года,
который заслуживает восхищения и уважения, под флагом повстанческих сил
плечом к плечу  встали отец и сын,  дед и внук, мать и дочь.
Многие остались на передовой, защищая общий дом.

0