С момента возникновения новой потребности и нового сознания в теориях международной политики изучение международных отношений прошло через четыре основных этапа развития.

Кеннет У. Томпсон систематически анализировал развитие международных отношений.

1. Первый этап:
I. Первоначальные попытки:
Первый этап эволюции предмета продолжался до конца Первой мировой войны, и в нем доминировали историки. “До Первой мировой войны, ” пишет Шлейхер, “ почти не было организованного изучения международных отношений ни в американских университетах и колледжах, ни где-либо еще, хотя Пол С. Рейнш был пионером в этой области, когда в 1900 году читал лекции по мировой политике в Университете Висконсина”. [url национальности[/url]

На нескольких курсах, которые существовали там, первоначальные усилия были немногим больше, чем бессистемными и часто поверхностными попытками обсуждения широкого спектра текущих проблем, которые сильно различались по уровню их важности. Однако не было предпринято реальной попытки изучить международные отношения организованным и систематическим образом.

II. Этап дипломатической истории:
Влияние Первой мировой войны на изучение и преподавание дисциплины было огромным. Была осознана важность и необходимость изучения отношений между нациями, и это повлияло на решение придать порядок предпринимаемым попыткам. С этой целью было принято решение о создании кафедр в различных университетах. Следовательно, первая кафедра международных отношений была создана в 1919 году в Университете Уэльса.

Начнем с того, что в исследовании доминировали историки-дипломаты, и внимание было сосредоточено на изучении истории дипломатических отношений между нациями. Ученые сосредоточились на изучении прошлой истории политических и дипломатических отношений между нациями, поскольку дипломатия представляла собой наиболее важный, скорее, единственный канал для ведения отношений. Они придерживались хронологического и описательного подхода и не пытались вывести какие-либо принципы из изучения исторических фактов.

Историки-дипломаты пользовались монополией, и отношения между нациями представлялись в виде исторических описаний без привязки к тому, как различные события и ситуации вписывались в общую модель международного поведения.

Основное внимание было уделено хронологическому описанию истории дипломатических наций, и мало внимания уделялось необходимости соотносить настоящее с прошлым. Их попытки выявили определенные интересные и важные факты о прошлых международных отношениях, но они не смогли оказать сколько-нибудь значимой помощи в изучении отношений между нациями.

Описательные и хронологические исследования отношений, проведенные историками дипломатии, не удовлетворяли ни потребности в организованном изучении международных отношений того времени, ни требованиям будущего развития предмета. За исключением освещения определенных фактов, этот этап не смог оказать какой-либо существенной помощи в понимании и теоретизации международных отношений.

2. Второй этап:
Этап текущих событий:
Озабоченность и опыт изучения отношений военного времени придали новый поворот дисциплине международной политики. Создание кафедры международных отношений имени Вудро Вильсона в Университете Уэльса открыло новую эру в изучении предмета. Изучение текущих событий и проблем стало рассматриваться как центральная тема международных отношений.

Обзор газет, периодических изданий и журнетов считался правильным и необходимым шагом для понимания повседневных отношений между нациями. Несколько ученых в настоящее время выступили с заявлением, чтобы подчеркнуть необходимость интерпретации текущих событий и проблем на международном уровне. Была предпринята попытка преодолеть недостатки первого этапа и заменить исторический уклон изучением нынешних событий.

Однако сам по себе этот второй этап был почти таким же неполным, частичным и неадекватным, как и первый этап. Первый этап по-прежнему касался изучения прошлого, не связывая его с настоящим. Аналогичным образом, второй этап, этап текущих событий, касался настоящего, не пытаясь проследить исторические корни проблем и событий. На этом этапе также отсутствовал целостный взгляд на международные отношения. Как и этап дипломатической истории, на этом этапе также не удалось изучить будущее международных отношений.