Черногория - информация, советы, впечатления

Объявление

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ФОРУМ НАШЕЙ КОМПАНИИ. ПИШИТЕ СВОИ ПОЖЕЛАНИЯ, ВЫСКАЗЫВАЙТЕ МЫСЛИ, ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, СПРАШИВАЙТЕ. МЫ РАДЫ ОБЩЕНИЮ С ВАМИ. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Олег Кузеванов

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

ПРИМОРСКИЕ МОНАСТЫРИ
 
   
Монастырь Савина в Герцег-Нови  http://www.pravoslavie.ru/sykon/database/imagebase/1.jpg
 
Адрес монастыря:
Манастир Савина
85340, Херцег-Нови,
Црна Гора, Jугославиjа
тел. 8-10-381-(0)88/43-479

Монастырь Савина является одним из старейших сербских монастырей. Первый храм здесь был воздвигнут в 1030 г. Эта обитель расположена на берегу красивейшей Которской бухты у города Герцег Нови в Югославской республике Черногории. Свое название монастырь получил по имени св. Саввы - первого архиепископа Сербского, который в начале XIII века построил здесь небольшую церковь.

Монастырь имеет давние связи с Россией, в которую савинские монахи часто ездили за помощью. В 1806-1807 гг., когда черногорцы с помощью эскадры Д. Н. Сенявина освобождали Далмацию от наполеоновских войск, на кладбище Савина монастыря хоронили погибших русских моряков и солдат. Позже здесь нашли последний приют русские эмигранты. До сегодняшнего дня сохранилась могила донского казака станицы Вёшенской Александра Бокова, умершего в 1953 г. В ризнице монастыря хранится букварь на русском языке, по которому в 1820-х гг. у монаха Иосифа Троповича обучался грамоте будущий великий черногорский поэт и митрополит Петр II Негош.

Главная святыня монастыря является чудотворная икона Божией Матери Савинская, празднование которой совершается 28 августа, на Успение Пресвятой Богородицы. Прославилась икона в конце XVIII века в связи с историей строительства Успенского собора. Венецианцы, владевшие в то время Которской бухтой, всеми способами боролись с Православием. Когда строительство собора подходило к концу, венецианские власти послали два корабля с приказом разрушить новый храм до основания огнём корабельных пушек. Узнав об этом, савинский архимандрит Макарий (Дабович) разослал по всей Которской бухте призыв к православным спасти монастырь. Собравшиеся с окрестных мест миряне молились перед иконой Богородицы о спасении народной святыни. В то время когда два венецианских корабля под командой капитана Джермана приблизились к монастырю, небо внезапно нахмурилось, загремел гром, заблистали молнии, одна из которых ударила прямо в пороховую камеру передового корабля. Судно взорвалось, и никто из его команды не спасся.

В 1903-1904гг. в монастыре часто бывал Свт. Николай (Велимирович), бывший в то время учителем Закона Божьего в г. Герцег-Нови. Вскоре после своего отъезда из Боки Которской, он написал свою первую опубликованную книгу «Мои воспоминания из Боки». В ней он посвятил Савиному монастырю такие строки: «Вся Бока прекрасна, каждый её уголок удивителен, но одно место красивейшее, один приют святейший, на одном небольшом месте поместил Творец Вселенной все красоты природы. Это место, этот малый Эдем - монастырь Савина».

Cейчас монастырский комплекс включает в себя три храма, келейный корпус и два кладбища. Малая Успенская церковь построена в 1030г., обновлена в 1831г. В ней находятся фрески XVI в. Большая Успенская церковь построена в 1777 - 1799гг. под руководством архитектора Николы Форетича и протомастера Георгия с острова Корчула . В 1999 году исполнилось 200 лет со дня освящения Большого Успенского собора . В этом храме и находится чудотворная икона Божией Матери Савинская, спасшая монастырь от разрушения венецианцами. Церковь св.Саввы на верхнем кладбище - по преданию воздвигнута в XIII в. самим св. Саввой Сербским. В XVв. проводилась реконструкция храма.

В богатой монастырской ризнице хранятся: крест св. Саввы XIII в., большая икона Николая Чудотворца XVIIIв. и многие другие предметы из монастырей Милешево (Сербия) и Тврдош (Герцеговина). В монастырской библиотеке, насчитывающей 5 тысяч книг, около 50 рукописных, среди которых Евангелие 1375г., Октоих-пятигласник 1509г., знаменитая Савинская кормчая XVI в. Здесь хранится также Букварь Негоша, отпечатанный в России в 1692г.

Братия монастыря:
старейшина - архимандрит Иустин (Тасич),
монахи Епифаний, Савва,
послушники Милан, Зоран, Желько, Небойша.

Расписане богослужений:
утреня - в 6.00
вечерня - в 18.00
литургия по праздникам и воскресениям - в 9.00

Монастырь Подмаинаhttp://www.pravoslavie.ru/sykon/database/imagebase/44.jpg

Адрес монастыря:
Манастир Подмаина (Подострог)
85310, Будва,
Црна Гора, Jугославиjа
тел.: 8-10-381-(0)86/459-084

Монастырь Подмаина, или Подострог, находится в северной части города Будва, известного курортного центра на Адриатическом побережье Черногории. Название Подострог получил по имени горы Острог, возвышающейся над городом. второе название – Подмаина, монастырь получил от близлежащей местности Маина. Точное время основания монастыря неизвестно. В Будве христиане появились в первые века по Р.Х., но монастырь, скорее, всего возник во времена сербской династии Неманичей. Есть мнение, что именно отсюда Свт. Савва отправился в свое паломничество на Святую Землю. Монастырь долгое время был приморской резиденцией черногорских митрополитов. Сохранились сведения, что в 1630 г. при черногорском митрополите Рувиме обитель была обновлена.

История Подострога тесно связана с митрополитами из династии Петровичей-Негошей. Основатель этой правившей в Черногории династии и большой друг России владыка Даниил часто жил здесь, особенно после того, как в 1712 - 1714 гг. турки опустошили всю Черногорию в отместку за участие черногорцев в русско-турецкой войне. В той войне 17 июля 1712 г. черногорцы одержали победу при Царевом Лазе, в которой было захвачено 86 турецких знамен. В битве был ранен сам владыка Даниил.

После Пожаревацкого мира 1718 г. эта территория отошла к Венеции, но осталась в церковной юрисдикции Черногорских митрополитов. В Подостроге владыка Даниил и умер 4 января 1735 г. При митрополите Данииле был построен каменный мост через реку Грджевица, соединивший монастырь с мельницей и монастырским домом на правом берегу реки. В 1797г. пала Венецианская республика. Ее владения в черногорском приморье - Бока Которская и Будва, отошли к Австрии. Австрийцы хотели захватить монастырь Подмаина, чтобы превратить его в свою крепость. Но народное вече, созванное Св. Петром Цетиньским, не позволило им этого сделать. Позднее австрийцы просили владыку продать монастыри Подмаина и Станевичи и получили такой ответ: «Засыпьте эти голые камни золотом, и тогда не удастся вам купить меня вашими деньгами... Что мы саблей добыли, то без сабли не отдадим, хоть бы до колен пролилась геройская кровь».

Преемник и племянник Св. Петра – знаменитый черногорский поэт и митрополит Петр II очень любил жить здесь, в келье с окном на море. Он построил большую террасу, с которой открывается прекрасный вид на Будванский залив и остров Св. Николая. Здесь он написал свою поэму о борьбе черногорцев за свободу «Слободиада», которую посвятил русскому престолонаследнику Александру Николаевичу, будущему царю Александру II, и часть своей самой знаменитой поэмы «Горный венец».

В 1837г. из-за материальных обстоятельств и под давлением Австрии Негош все же был вынужден уступить Подострог австрийцам, которые превратили его в крепость, а малую церковь – в тюрьму. Позже монастырь был выкуплен за 5570 форинтов священником из Маин о.Филиппом Тановичем и находился в частной собственности его семьи до 1953 г. Отец Филипп старался поддерживать монастырские здания в порядке, для чего часто ездил в Вену и в Россию за помощью. Богатую библиотеку старых печатных книг из России о. Филипп продал Вуку Караджичу, который увёз их в Вену. В 1864г. монастырь пострадал от случайного пожара, при котором сгорели многие монастырские ценности. При подавлении Бокельского восстания в 1869 г. австрийцы сожгли монастырь, после чего он уже не восстанавливался. 
 
В 1953г. монастырь был конфискован государством и до 1994 г. находился введении Института по защите памятников культуры Черногории. В нём некоторое время жил иеромонах о. Горазд (Деклева) из Словении. Во время страшного землетрясения 1979 года монастырь был разрушен. В 1995 г. государство вернуло обитель Церкви. Огромную роль в возрождении монастыря сыграл его настоятель иеромонах Савва (Коматович), умерший в 1998 г. и похороненный в большом храме. Восстановительные работы продолжались до праздника Успения Божией Матери 2000 г., когда была вновь торжественно освящена большая Успенская церковь. Этот храм был расписан художником Владимиром Киришавичем в к. 1990-х – 2000 гг.

В монастыре сейчас два храма, при чем оба посвящены Успению Пресвятой Богородицы. Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет особое значение в Сербской Православной Церкви. В этот день, в 1219 г. Сербская Церковь стала автокефальной, а её первым архиепископом стал Св. Савва I (Растко Неманич). Поэтому, неудивительно, что многие сербские храмы посвящены этому празднику.

Малая Успенская церковь очень небольших размеров, находится под монастырскими келиями и напоминает катакомбные церкви первых христиан. Её длина всего 4 метра, а ширина – 2,5 м. Она появилась в XV веке при зетских князьях Черноевичах. Над входом в нее надпись, свидетельствующая о том, что церковь обновлена трудами иеромонаха Виссариона из Цетинья в 1630г. Вероятно, тогда же стены церкви были украшены фресками, которые сильно пострадали при австрийцах, превративших этот храм в тюрьму. В этой церкви был похоронен митрополит Даниил. Над малой церковью находится терраса с прекрасным видом на море. В середине нее стоит цистерна с водой - «бистиерна», украшенная великолепной каменной резьбой.

Большая Успенская церковь построена в 1747 г. при черногорских митрополитах Савве и Василии, племянниках и преемниках владыки Даниила, останки которого они перенесли из малой церкви в большую. Отсюда в 1856 г. прах владыки Даниила был перенесен в Цетинье, где и покоится сейчас в небольшой открытой часовне на горе Орлиный крест.

Сейчас братия монастыря состоит из трех насельников. Ежедневно в монастыре совершается утреня в 5.00 и вечеря в 16.00, литургия по воскресным и праздничным дням в 8.30.

Монастырь Градиштеhttp://www.pravoslavie.ru/sykon/database/imagebase/318.jpg
 
Адрес монастыря:
Манастир Градиште
85300, Петровац на мору,
Црна Гора, Jугославиjа
тел. 8-10-381-(0)86/61-228
Монастырь Градиште находится в 4 км от Петроваца, у Булярицы, вблизи дороги на Бар. Расположен на вершине небольшой горы, откуда открывается прекрасный вид на море. Градиште – один из самых значительных памятников фресковой живописи позднего средневековья в Черногории. Первое упоминание о монастыре относится к первой половине XIVв., но основан он был значительно раньше - еще до эпохи правления династии Неманичей. Согласно преданию на этом месте в античную эпоху находилось кладбище и древние постройки - «граджевине», по которым монастырь и получил имя Градиште, или Градац.

Градиште был приписан к монастырю Дечаны. Когда венецианцы разорили монастырь Ратац, ратачские монахи перешли в Градиште. Монастырь был ближайшим к старой турецкой границе и для защиты от постоянных нападений турок был окружен крепостной стеной с бойницами и высокой башней, развалины которых сохранились до сих пор.

Монастырь сильно страдал от турецких завоевателей, особенно в 1785г. когда войска скадарского паши Махмуд Бушатли (Черного Махмуда) совершили опустошительный набег на Черногорию. Священник Раде Андрович стрелял в пашу Кара-Махмуда, но ружье дало осечку и турки убили Андровича и многих старейшин. Отец Раде был похоронен на монастырском кладбище у Успенской церкви. 22 сентября 1796г. в упорном бою у села Крусы Махмуд-паша был убит, а голова его отнесена в Цетинье. Череп скадарского паши и сейчас хранится в особом ларце в монастыре как напоминание будущим захватчикам об ожидающей их участи.

В XIX веке много сделали для обновления монастыря игумены Синезий (Давидович) и Иннокентий (Павлович).

В Градиште с момента основания и до Второй мировой войны существовала монастырская школа, которая находилась сначала в башне, а затем в келейном корпусе.

В XX веке монастырь также подвергался разорению: во время первой мировой войны австрийцы сняли все колокола, а в 1941г. монастырь был сожжен итальянцами.

Трудами игумена Бориса с братией монастырь был обновлен в 1972 году. Были отреставрированы церковь Св. Саввы и кельи, устроена дорога к монастырю. При землетрясении 1979г. монастырский комплекс сильно пострадал. Церковь Св. Саввы была разрушена полностью, а храм Св. Николая и келейный корпус частично. Восстановительные работы продолжались с 1980 по 1993г. 18 апреля 1993г. митрополит черногорско-приморский Амфилохий заново освятил монастырь.Сейчас в монастырский комплекс составляют три храма, келейный корпус и кладбище.

Церковь Св. Саввы расположена у входа в монастырь. Она воздвигнута на развалинах более старой одноименной церкви. Стены сложены из рядов красного и белого камня; над входом находится звонница на три звона. Надпись на плите свидетельствует, что звонницу соорудил Раде Марков Папан из Спича. Иконостас храма выполнен в 1864 году греческим иконописцем Николаем Аспиотисом.

Церковь Св. Николая находится в центре монастыря. Она построена в конце XVI века при черногорском митрополите Рувиме Негуше на месте старой церкви. Над входом также сооружена звонница на три звона. Роскошный иконостас с резьбой выполнил в 1796г. иконописец Василий Рафаилович из Рисана.

Расписал храм в 1620г. священник Страхийе Будимлянин. На южной стене изображены Свв. Савва и Симеон (Стефан Неманя). На северной стене – фреска Св. Марии Египетской «Млекопитательница». В старину под этой фреской ставили свои скромные дары, в основном масло и вино, молодые матери, не имевшие молока. Над входом – надпись с именами строителя Дионисия и Стефана Давидович, а также живописца «попа Страхийа из Будимле».

   
   
Храм Успения Богородицы и монастырское кладбище 
 
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, самая маленькая, находится на верхней площадке, на кладбище. Она построена в стиле сельской церковной архитектуры и расписана Страхией Будимлянином в 1620г. Фрески изображают святых из династии Неманичей: Симеона Мироточивого, его сыновей Савву и Стефана Первовенчанного; Симеона Храпавого, Милутина, Стефана Дечанского и «свету кралицу» Елену.

Нынешний настоятель монастыря игумен Павел (Калань) родился 12.07.1950г. в г. Биелини (ныне Республика Сербска в Боснии и Герцеговине).В 1969г. завершил монашескую школу в монастыре Острог. Пострижен в монахи и рукоположен в иеродиакона в октябре 1970г. в монастыре Прасквица. 31.10.1970г. рукоположен в иеромонаха. С 1979г. является настоятелем монастыря Градиште, с июля 1993г. – игумен. В монастыре также служит приходской петровачский священник о.Ранко (Лончар).

Библиография:

1. Т. Пеjовиh «Манастири на тлу Црне Горе», Београд, 1995г.2.
2. М. Лукетиh «Будва, Св. Стефан, Петровац», Будва-Цетинье, 1966г.
3. Календарь СПЦ “Црква” 1996г.
4. «Кратка историjа Митрополиjе Црногорско-приморске (1219-1999) са шематизмом за 1999г.» Цетинье, 1999г.
5. Журнал “Светигора”
6. Катаниh Н., Гоjковиh М. “Граhа за проучаванье старих камених мостова и акведуката у Србиjи, Македониjи и Црноj Гори” Београд 1961г
7. Игуман Павле Калань «Манастир Градиште», 1998г.
8. Калезиh Д. и др. «Црном Гором», Београд, 1972г.
9. Календар Српске Православне Цркве «Црква», 1996г., с.244.
10. «Побjеда», 13.06.1998г., Луциjа hурашковиh «Светитель чудног лика».

Олег Кузеванов

0

2

МОНАСТЫРИ СКАДАРСКОГО ОЗЕРА

Самое большое на Балканах Скадарское озеро со своими монастырями, которых в середине XV века было около двадцати, вследствие значительной роли в духовной жизни средневековой Зеты (старое название Черногории), называлось «Зетской Святой Горой» («Зетским Афоном»).
Первая обитель – Враньина – возникла в 1233г. В 14-15 веках Зетские господари Балшичи и Черноевичи на островах («горицах»), в городках, сёлах и укреплениях по скадарским берегам воздвигли многочисленные церкви-усыпальницы. Скадарские монастыри были центрами по переписыванию книг. Впервые эта деятельность появилась в монастыре Старчева Горица.

Ныне в бассейне Скадарского озера находятся более десятка обителей. В центральной части озера, у южного берега, на островах находятся монастыри Старчева Горица (Старчево), Брезавица (Бешка) и Морачник. Неподалёку от них, южнее Скадарского озера, почти на границе с Албанией находятся развалины монастыря Пречистая Краинская.

В северо-западной части озера расположены монастыри Враньина и Ком. Здесь же впадает Река Черноевича, на которой в одноименном городке находится монастырь Обод. В этой же части озера, в районе т.н. Малого Блата, в местечке Каруч, находятся развалины зимнего дома Свт. Петра Цетиньского, приписанного к Цетиньскому монастырю.

К району Скадарского озера прилегает район Црмничская нахия, где находятся монастыри Брчеле (Верхний и Нижний) и развалины монастыря Орахово.

Монастырь Враньина
http://www.pravoslavie.ru/sykon/database/imagebase/656.jpg
   
   
 
Враньина занимает особое место среди монастырей Скадарского озера. Монастырь находится на острове, ныне связанном с автомобильной и железнодорожной магистралью между черногорскими городами Подгорица-Бар, там где река Морача впадает в Скадарское озеро.

Обитель, посвящённую Свт. Николаю Чудотворцу, основал в 1233г. первый Зетский епископ Илларион, рукоположенный самим Св. Саввой I. Здесь была одна из резиденций Зетской епархии (вторая – в монастыре Михольска Превлака). Строитель монастыря владыка Илларион был похоронен в монастырской церкви, в притворе у северной стены (в 1230-1240-х гг.)

Монастырь щедро одаривали сербские архиепископы и короли из династии Неманичей: Свт. Савва I, св. король Владислав, св. король Милутин и его мать св. Елена. Во времена сербского царя (1331-1355) Душана Сильного, Враньина была приписана монастырю Св. Архангелов в Иерусалиме. В 15 веке монастырь одаривали землёй зетские господари Георгий II Страцимирович Балшич (в 1404г.), Балша III Балшич (в 1414) и Иван Черноевич (в 1468г.). В 1453-1484гг., после убийства Превлачских мучеников (зетского владыки и 70 монахов) на Михольской Превлаке, здесь находилась резиденция зетского митрополита, до своего переноса в Цетиньский монастырь. В это время игуменом Враньины был известный духовный писатель Никон Иерусалимлянин. Последним дарителем монастыря был младший сын Ивана Черноевича Станиша, принявший ислам с именем Скендер-бег и бывший черногорским санджак-бегом в 1514-1530-х гг.

Стратегическое положение Враньины на пересечении водных путей привело к тому, что она постоянно была целью турецких нападений и разрушалась в 1557 и 1714г. В 1843 вновь захваченный турками монастырь был превращён в казарму. Окончательно обитель была разрушена в 1862г. во время нового турецкого нападения на Черногорию. От старой Враньины сохранились в Цетиньском монастыре три колокола 14-15 веков, найденных в земле в 1970-х гг., и печать Враньской митрополии с ликом Свт. Николая. О старом монастыре сохранились воспоминания черногорского митрополита (1863-1882) Иллариона (Рогановича), бывшего здесь учеником.

В 1886г. на месте разрушенной церкви черногорский князь Николай I Петрович-Негош возвёл новый храм. Тогда же был построен и большой двухэтажный (с мансардой) келейный корпус. По легенде, здесь князь Николай хотел постричь в монахини тех из своих многочисленных дочерей, которые не выйдут замуж. В 1888-1889гг. здесь жил молодой иеромонах Симеон (Попович) – прп. Симеон Дайбабский – выпускник Киевских Духовных школ и постриженник Киево-Печерской Лавры. Вследствие нездорового климата этих мест он тяжело заболел и осенью 1889г. был переведён в монастырь Острог.

После Второй мировой войны Враньина была сожжена и заброшена. Реставрационные работы начались только в 1998г., когда настоятелем монастыря был назначен иеромонах Марк (Кесич).

Монастырская церковь Святителя Николая Чудотворца по своим размерам и декору отличается от других церквей эпохи большого обновления храмов при черногорском князе Николае I. Над входом высечена надпись о строительстве монастыря на русском языке: «Этот храм Святого Николая Чудотворца построен заслугами благоверного господаря князя Николая I Петровича-Негоша лета Господня 1886г. на месте, где когда-то была бывшая резиденция Зетской митрополии». В церкви - неоклассический иконостас русской работы. Остатки большого келейного корпуса находятся юго-западнее церкви. Другие хозяйственные постройки также лежат в руинах.

Братство монастыря:
настоятель – иеромонах Марк (Кесич),

Почтовый адрес:
Манастир Враньина
81000, Подгорица, Голубовци
Црна Гора, Jугославиjа

Мобильный телефон 8-10-381-(0)69-06-4033
Расписание богослужений:
литургия – праздником в 8.00

Монастырь Старчева Горицаhttp://www.pravoslavie.ru/sykon/database/imagebase/721.jpg
 
 
Монастырь Старчева Горица (Старчево) находится на острове Старчево, вблизи южного берега Скадарского озера, в 12 км от черногорского городка Вирпазар. Монастырь построен в юго-восточной части острова, у горной гряды, которая защищает остров от северных ветров.

Основал монастырь выдающийся подвижник старец Макарий с помощью зетского господаря Георгия I Балшича. Основатель обители вёл строгую подвижническую жизнь, и после его смерти монастырь долго называли именем «святого старца Макария».В 1376-1378 гг. здесь была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это была первая церковь в ряду специфических балшичских храмов с тремя конхами. Предположительно, её строили приморские мастера. Тогда же церковь была расписана, но до наших дней дошли только следы штукатурки под живопись.

Монастырь сразу становится центром по переписыванию книг, редкие образцы которых хранятся в библиотеках Берлина, Венеции и др. европейских городов.
Уже после строительства храма, к западному фасаду был пристроен притвор с двумя боковыми часовнями-приделами. В южной часовне был похоронен воевода Божидар Вукович (1460-1539) из Подгорицы, известный венецианский печатник. Одним из его помощников был старчевский монах Пахомий.

Монастырь просуществовал недолго и был разорён турками. По турецким законам весь остров с монастырём был «вакуфом», - недвижимым имуществом мусульманского духовенства, и принадлежал мечети в с. Муричи. Его арендовали окрестные мусульмане-пастухи, которые на острове пасли скот, а закрывали и доили его в церкви. Эта ситуация не изменилась и с возвращением этих земель под власть черногорского князя после войны 1877-1878 гг.

В середине 1960-х гг. были проведены первые консервационные работы, в 1981г. был найден гроб Божидара Вуковича

Лишь в середине 1990-х гг. с приходом сюда нынешнего настоятеля монаха Григория (Миленковича) церковь была восстановлена, а на развалинах старого келейного корпуса был построен новый.

Монастырь Брезавица (Бешка)

Находится на острове Бешка (называемом ещё Горица или Брезавица), у южного берега Скадарского озера, в 15 км от черногорского городка Вирпазар. На открытом плато стоят две монастырские церкви: Св. Георгия и Пресвятой Богородицы.

Церковь Св. Георгия построена в последние два десятилетия 14 века зетским господарем (1385-1403) Георгием II Страцимировичем Балшичем. Он был женат на дочери Св. князя Лазаря Елене. В 1438-1440 г. Елена отремонтировала эту церковь и построила новую – Благовещения Пресвятой Богородицы, в качестве своей усыпальницы. Монастырь Бешка, как и монастырь Старчева Горица, играл значительную роль в духовной жизни Зеты. Здесь также переписывались книги. Наиболее известны из них Шестоднев старца Никона Иерусалимлянина 1439-1440гг. (монастырь Савина) и Горичский сборник 1441-1442гг. (Библиотека Сербской Академии науки и искусства), который явился плодом переписки Елены Балшич и её духовного отца Никона Иерусалимлянина.

Церковь Св. Георгия относится к типу триконховых храмов, характерных для скадарских церквей этого времени. Над храмом возвышается купол, а над притвором – высокая колокольня на три звона. У южной стены церкви находится могила, предположительно основателя монастыря Балши II. В храме частично сохранился подлинный каменный пол. Богородичная церковь меньших размеров, с небольшой звонницей. Весь западный фасад прекрасно декорирован каменной резьбой. Над входом – надпись, повествующая о строительстве храма. В церкви у южной стены находится могила Елены Балшич. К церкви были пристроены два придела. Южный, открытый, служил как усыпальница. От него остались только развалины. Обе церкви были расписаны, но следов живописи не осталось.

Во времена турок монастырь опустел, и от него стались только разграбленные две церкви. Благовещенскую церковь в начале 20 века восстановил черногорский король Николай I (за здравие своей супруги Милены) и посвятил её Положению риз Пресвятой Богородицы, так как Горичский сборник, из которого стало известно о первоначальном посвящении церкви, был ещё не известен.

Однако в драматических событиях XX века монастырь вновь запустел и ещё не восстановлен.

Монастырь Морачник

Находится на одноимённом острове, в восточной его части, у южного берега Скадарского озера, в 19 км от черногорского городка Вирпазар и в 13 км от границы с Албанией. Обитель построена в период между 1404 и 1417 гг. зетским господарем (1402-1421) Балшей III Балшичем.
Небольшая церковь Успения Пресвятой Богородицы (ныне освящённая в честь иконы Божией Матери «Троеручница» с приделом Св. Иоанна Дамаскина) принадлежит к типу храмов с тремя конхами, характерному для скадарских церквей времён Балшичей. Она тоже была расписана, но следов живописи не сохранилось. Вскоре после строительства к ней был пристроен притвор (ныне в разрушенном состоянии). Восточнее церкви находился келейный корпус, а южнее – трапезная. Между ними была 4-х этажная башня, остатки которой возвышаются над церковью и сейчас. На верхнем этаже была часовня (также как и в башне монастыря Пречистая Краинская).
Морачник просуществовал недолго и при турецкой власти скоро опустел и дошёл до наших дней в полуразрушенном состоянии.
В 1963г. была проведена частичная реставрация, в ходе которой над церковью был восстановлен купол. В 1985г. были проведены археологические работы. На самой высокой точке в центре острова были найдены остатки ещё одной церкви Преображения Господня, построенной приблизительно в тоже время, что и Успенская церковь. Рядом с Морачником находится островок Топоана, на котором тоже найдены остатки церкви триконховой основы.
Возрождаться монастырь стал в конце 1990-х гг., когда его настоятелем был назначен иеромонах Йован (Чулибрк), известный сербский православный публицист, работающий в журнале и на радио «Светигора».

Библиография:
на сербском языке:
1. Т. Пеjовиh «Манастири на тлу Црне Горе», Нови Сад - Цетинье, 1995г., с. 107-111
2. М.Н. Новаковиh, Р.В. Миклуш «Светиньама у походе», Београд, с. 239-240
3. Званични сајт Митрополије црногорско-приморске
http://www.mitropolija.cg.yu/ustrojstvo … index.html
4. Kulturne bastine Crne Gore – “Manastiri Balsica na Skadarskom jezeru”
http://www.heritage.cg.yu/spomenici/skadarsko.htm
5. “Manstiri na Skadarskom jezeru”
http://www.visit-montenegro.com/kultura/mskadarsko.htm

Олег Кузеванов

Ссылки по теме:

Manstiri na Skadarskom jezeru
Манастир Старчева Горица
Kulturne bastine Crne Gore – «Manastiri Balsica na Skadarskom jezeru»
Manstiri na Skadarskom jezeru
«Kulturne bastine Crne Gore –«Stamparija Vukovica (Venecija, 1519-1638)»

0

3

МОНАСТЫРЬ ЖУПА НИКШИЧСКАЯ

 
Манастир Жупа Никшичска
81400, Никшич
Црна Гора, Jугославиjа
тел. 8-10-381-(0)83/250-751

Монастырь Жупа находится в нескольких километрах от черногорского города Никшич и расположен на левом берегу реки Грачаницы, у подножья горной гряды Водачки врх. Точная дата основания монастыря неизвестна, но предполагают, что обитель была основана в средние века. По преданию, первоначально монастырь располагался на правом берегу Грачаницы, но там он был разрушен камнепадом с г. Градац. Обитель восстановили зетские князья Черноевичи, но она снова была разрушена. Местные жители построили церковь и кельи на новом месте, на другом берегу реки, разобрав здания и перенеся их по камням. Это произошло в первой четверти XVII века, под руководством местного зодчего Йовицы.

В XVII веке в этих краях родился прп.Cтефан Пиперский, основатель монастыря Челия Пиперская.

В 1809г. жупские монахи, из-за турецких притеснений, разошлись по другим монастырям. В XIX веке, во время сербских восстаний против турецкого гнёта, Жупа Никшичская была сборным местом восставших. За это турки неоднократно сжигали монастырь. Окончательно обитель была сожжена в 1853г. во время карательного похода Омера-паши, австрийского серба Михаила Латоса. Тогда в огне погибла знаменитая Жупская летопись.
Во время осады Никшича в июле-августе 1877г. черногорскими войсками, в Жупе находился лазарет для раненных черногорских воинов, которым заведовал известный русский хирург Студийский. После победы православных славян во главе с Россией над турками, эти края были присоединены к Черногории. В 1881г. черногорский князь Николай Петрович-Негош воздвиг новую монастырскую церковь Св. Апостола Луки в память своего дяди и предшественника князя Даниила.

В 1930-х гг. веке много сделал для монастыря его настоятель архимандрит Никодим (Янюшевич). Он же и стал первой жертвой коммунистов в никшичском крае.
Никодим (Янюшевич) родился 6.12.1875г. Рукоположен в иеродиакона 22.10.1899г. Участвовал в сербских освободительных войнах 1912-1918гг. Служил в сербских землях и в США.
Партизаны убили его 29.06.1941г. без всякой причины. В этот день, вечером архимандрит Никодим после тяжелого труда отдыхал на террасе келейного корпуса. В это время перед монастырскими воротами показалась группа партизан. Отец Никодим ушел в свою келью и закрыл двери. Партизаны стали ломиться в двери, а потом стали стрелять из автоматов. Архимандрит был убит шестью пулями. Взломав двери и убедившись, что он мертв, партизаны ограбили монастырь.

Второй жертвой «борцов за народное дело» стал иеромонах Гавриил (Дабич). Будущий новомученик родился в сентябре 1904г. в Путинцах в Сербии. Он закончил школу в Сремских Карловцах, а монашескую школу в монастыре Раковица под Белградом. 27 сентября 1927г. в монастыре Савина (в черногорском городе Герцег-Нови) Дабич был пострижен в монахи, а 16 октября того же года был рукоположен в иеродиаконы. 1 апреля 1928г. Гавриил был рукоположен в иеромонахи епископом Бококоторским и Дубровническим Кириллом и поставлен настоятелем прихода в г. Будва. Кроме будванского прихода, о.Гавриил окормлял также приходы в Режевичах и г. Петровце. Впоследствии был настоятелем в монастырях Режевичи, Морача, Дужи и, наконец, в Жупе.

На Благовещение 1942 года о. Гавриил был отведён коммунистами в их партизанский штаб. Неизвестно, что было с ним в дальнейшем, но впоследствии его обезображенное тело было найдено в яме, называемой Плоча, вблизи Драговоличей. Оттуда, в августе 1942г. его останки были перенесены в обитель, где и похоронены на монастырском кладбище.

После войны монастырь опустел. Келейный корпус в 1990-х гг. занимало туристическое предприятие «Оногошт».

Первоначально планировалось восстановить мужскую обитель, настоятелем которой был назначен монах Викентий. Но в 1997г. монастырь возрождён как женский. Кроме обычных монашеских послушаний сёстры занимаются иконописью, шитьём, вязанием, переводами с русского языка на сербский творений Св. отцов.

Монастырская церковь Св. Апостола Луки построена по образцу Успенской церкви монастыря Морача, а возможно и старой (разрушенной) Жупской церкви. Церковь имеет вид однонефного храма с куполом и характерным поперечным трансептом. Над входом надпись на сербском: «Этот храм Святого Луки построил Николай I, князь черногорский за упокой души своего дяди князя Даниила в 1881г.» Западный фасад украшает шестолепестковая розетка. Внутри храма пол из каменных плит с подчёркнуто декоративным амвоном, что опять же напоминает церковь в Мораче. Церковь украшает дубовый иконостас и хрустальная люстра (времён постройки храма). Слева на клиросе стоит ковчежец с частицей мощей Св. Апостола Луки.
К северу от церкви находится небольшое кладбище, где особым поклонением пользуется скромный деревянный крест на могиле священномученика Гавриила (Дабича). Рядом стоит современная бетонная звонница. К югу от церкви находится источник, над которым надпись «… Александр I Карагеоргиевич, король Югославии благоизволил даровать денежные средства, на которые настоянием архимандрита Никодима Янюшевича, настоятеля этой св. обители, построен этот водовод в 1933г.». Юго-западную часть прямоугольного монастырского двора занимает келейный корпус.

Сестричество:
Настоятельница монастыря (с 1998г.) – монахиня Ефимия (Никчевич)
Сейчас сестричество насчитывает 8 монахинь и 2 послушницы.

Расписание богослужений:
утреня – начало в 5.00
вечерня – в 17.00
литургия праздником – в 9.00.

Библиография:

на сербском языке:
1. Т. Пеjовић «Манастири на тлу Црне Горе», Нови Сад- Цетиње, 1995г., с. 173-176
2. Календар СПЦ «Црква» за 1996г., с.244.
3. «Први кораци у православном храму», «Одигитриja», Будва, 2000г., с.28
4. Џомић В. «Страдање Србске Цркве од комуниста», Цетиње, 1997г., с. 89-90, 127-129
5. «Нови свештеномученици и мученици Православнее Цркве просиjавше у православном српском народу» Цетиње, 2000г., с.88-89

на русском языке:
1. А.В. Щербак «Черногория и её война с турками в 1877-1878гг.» СПб, 1879-1880гг.

Олег Кузеванов

Ссылки по теме:

Митрополија Црногорско-приморска
Манастир Жупа

0

4

МОНАСТЫРЬ ЧЕЛИЯ ПИПЕРСКАЯ 

   
   
Монастырский двор 
 
Адрес:
Манастир hелиjа Пиперска
81000, Подгорица,
Црна Гора, Jугославиjа

Монастырь Челия Пиперская находится в 17 км от столицы Черногории Подгорицы над селом Горни Црнци. Он расположен высоко в горах, на краю горного плато.

Основателем монастыря был прп. Стефан Пиперский . По Божьему промыслу он пришел сюда из Ровачской пещеры, где подвизался три года. Св. Стефан, получив согласие жившего здесь черногорского племени Пиперов, построил в 1637 г. небольшую церковь, а также здание школы и монастырской кухни.

В 1815г. игумен Михаил (Петрович) пристроил к церкви притвор, о чём свидетельствует соответствующая надпись над входом. В 1823 г. Алексей Вукотич воздвиг звонницу и купол над церковью, а также келейный корпус. В 1889 г. монастырь был обновлялся.

В к. XIX в. игумен Досифей (Кнежевич) открыл в монастыре школу. В 1902 г. отец Досифей сделал в церкви иконостас, который, к сожалению, не сохранился. В монастыре находилась одна из самых больших церковных библиотек в Черногории.

Благодаря своему удаленному и неприступному положению, обитель хорошо сохранилась вплоть до Второй мировой войны, когда сильно пострадала в ходе братоубийственной гражданской войны. Коммунисты сожгли прекрасную монастырскую библиотеку.

   
   
Ковчег с мощами прп. Стефана Пиперского 
 
После землетрясения 1979 г. в монастыре были проведены серьезные реставрационные работы, завершившиеся к 1994г. Тогда же над входом в монастырь была построена колокольня. С 1988г. в монастыре действует известная в Черногории иконописная школа.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы расположен в центре монастырского ансамбля. У южной стены храма находится ковчег с мощами прп. Стефана Пиперского, выполненный в 1908 г. трудами Петра Чолановича. В церкви сейчас новый резной иконостас с иконами, написанными сестрами монастыря в 1994г.

В монастыре есть целебный источник.

Библиография:
1. Т. Пеjовиh «Манастири на тлу Црне Горе», Нови Сад - Цетинье, 1995г.
2. М.Н. Новаковиh, Р.В. Миклуш «Светиньама у походе», Београд
3. Званични сајт Митрополије црногорско-приморске – “Манастир hелиjа Пиперска”

Олег Кузеванов

фото О.Кузеванова
Ссылки по теме:

Митрополија Црногорско-приморска
Манастир Ћелија Пиперска

0

5

МОНАСТЫРЬ МИЛЕШЕВО

   
   
   
 
Адрес:
Манастир Милешева
31300, Приjеполье
Србиjа, Jугославиjа
тел. 8-10-381-(0)33/23-897

Милешево – один из самых известных и древних сербских монастырей, тесно связанных с историей сербского народа. Он находится недалеко от города Приеполье, рядом с которым проходит автомобильная и железнодорожная магистрали, связывающие Белград с Черногорией. В средние века эта дорога из Приморья вглубь страны проходила по правому берегу реки Милешевки, а сам город Приеполье возник из базара, находившегося вблизи монастыря.

Обитель построена в 1218-1219 гг. по благословению Свт. Саввы его племянником сербским королевичем Св. Владиславом (память 24 сентября / 7 октября), в то время управлявшего окрестной жупой Чёрная стена, а впоследствии правившего Сербским королевством с 1234 по 1243 гг. Впоследствии Владислав был вынужден уступить королевский престол своему младшему брату Урошу I, а сам управлял Зетой. Умер основатель Милешево после 1267г. и был похоронен в своей задушбине.

   
   
Всемирно известная фреска "Ангел на гробе" 
 
Соборный храм Вознесения Господня был построен в 1218-1219 гг. Самые ранние и ценные фрески в этом храме были написаны в 1220-х гг. предположительно греческими мастерами из Солуни. Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи – Белый Ангел на гробе Господнем – находится на южной стене храма. Под ней расположена ктиторская композиция, изображающая Св. Владислава с церковью в руках. На северной стене представлены святые из династии Неманичей: Симеон Мироточивый (Стефан Неманя), Савва I Сербский, Стефан Первовенчанный, Радослав и Владислав. В 1236г. с запада к церкви пристроен внешний притвор с боковыми часовнями Св. Георгия Победоносца и Св. Димитрия Солунского. Фрески в часовнях написаны в том же 1236 г.

В 1237г. в Милешево из болгарской столицы Тырнова были перенесены мощи Святителя Саввы. Болгарский царь Иоанн II Асен, тесть и союзник, Св. Владислава, сначала не хотел отдавать мощи первого сербского архиепископа, но ниспосланное свыше ночное видение заставило царя внять просьбе Св. Владислава. Мощи св. Саввы были торжественно перенесены в Милешево и положены во гроб (память этого события – 6/19 мая). Но вскоре святой Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви. Мощи святого были вынуты из гробницы и положены в деревянном ковчеге в монастырском храме.

После смерти в 1355г. сербского царя Душана Сильного, при его наследнике св. мученике Уроше V, начался процесс распада единого сербского государства. В конце 1350-х гг. земли, на которых находится Милешево, перешли под власть холмского князя Воислава Войновича, а после его смерти в 1363г. – к его племяннику жупану Николе Алтомановичу. Осенью 1373г. Алтоманович был разбит сербским князем Св. Лазарем и боснийским баном Твртко I Котроманичем, а Милешево при разделе отошло к последнему.
Будучи правнуком сербского короля Св. Драгутина, Твртко считал себя наследником сербского престола. В день Св. Димитрия 26 октября 1377г. в Милешево он короновался как король Сербии и Боснии. В 1377-1390г. Твртко превратил свою страну в сильнейшее государство на Балканах. Даже поражение сербов на Косовом поле, где сражались и войска Твртко, не сказалось на его положении. Впрочем, вскоре после смерти Твртко в 1391г. Босния, разлагаемая изнутри еретиками-богумилами, утратила многие земли. В 1446г. в Милешево воевода Степан Вукчич Косача, бывший противником боснийских королей Твртко II и Стефана Томаша, принял на себя титул Светосавского герцога. От этого титула земли, которыми он владел, стали называться Герцеговиной.

При окончательном захвате османами сербских земель во второй половинне XVI в. монастырь был ими сильно разорен. Тогда были разрушены монастырские стены, но обитель была вскоре восстановлена. Милешево, пожалуй, больше других сербских монастырей пострадал от турок, которые неоднократно сжигали, грабили и опустошали обитель на протяжении XV -XVIII вв.

В начале XVI века в школе при монастыре учились Баица Соколович, будущий турецкий великий визирь Мехмед-паша, и его родной брат – будущий сербский патриарх Макарий (1557-1572гг.). Патриарху Макарию, при поддержке своего брата-потурченца, удалось восстановить многие опустевшие монастыри. В это время Милешево достигает своего наивысшего расцвета. В монастыре работает мастерская по переписыванию церковных книг. Около 700 шедевров вышло из неё за это время. В 1544-1557гг. в Милешево была и типография.

В 1594г. Синан-паша взял величайшую святыню сербского народа – мощи свт. Саввы, увёз их в Белград и там сжёг на холме Врачар. Мощи основателя обители Св. Владислава были спрятаны монахами монастыря, но так до сих пор и не найдены. Повреждённая при разорениях роспись храма была обновлена в XVI веке известным печским мастером Лонгином и его артелью. Поновление фресок проводилось и в XVII в.

В XVIII в. обитель после очередного турецкого разорения полностью опустела. Монастырь был восстановлен лишь в 1863г. на средства сербского князя Михаила Обреновича.

Во время II мировой войны Милешево оказалось в центре трагических событий. Прикрываясь борьбой с итальянской оккупацией, титовские партизаны осуществляли в этих краях террор против своих «идеологических противников», прежде всего против православного духовенства. Так на Крестовоздвижение 27 сентября 1941г. коммунистами был убит милешевский игумен Нестор (Тркуля). Ночью партизаны вломились в кельи, схватили настоятеля монастыря, отвели его в лес и расстреляли. Спустя несколько дней монахи нашли тело своего настоятеля и похоронили его рядом с монастырём. После смерти игумена Нестора обитель опустела. Известно, что один из монахов, бывший русский офицер, бежал от коммунистов в монастырь Св. Троицы в Плевле (Северная Черногория).

Богатая ризница монастыря была разграблена турками, а часть сохранившихся предметов были перенесены в другие монастыри. Сейчас в Милешево хранятся несколько редких книг: Цетиньский Октоих 1494г., Триодь 1563г., Белградское Четвероевангелие 1552г.; а также несколько ценнейших икон.

В 1950-х гг. была проведена консервация фресок. Археологические и реставрационные работы продолжались до 1996г.

В настоящее время в монастыре находится резиденция епископа Милешевского.

Олег Кузеванов

0

6

МИТРОПОЛИТ И ГОСПОДАРЬ ЧЕРНОГОРИИ ДАНИИЛ (ПЕТРОВИЧ-НЕГОШ)

   
   
Митрополит Черногории Даниил (Петрович-Негош) 
 
Будущий Черногорский владыка родился в селе Негуши в 1677г. Эта дата стоит на его могиле. По другим данным, он родился около 1670г. или около 1680г. Отцом Нико, таким было его мирское имя, был воевода Стефан (Шчепац) Петрович. Поэтому владыку Даниила часто величали по отчеству - Шчепчевич. Родоначальником фамилии Петровичей Негошей был дед Даниила Радул. Нико Петрович, будучи еще ребенком, ушел в Цетиньский монастырь, где вскоре принял монашество.

В это время Черногория переживала тяжелые времена. Борясь за свое полное освобождение от турок, черногорцы выступили против Османской империи в начавшейся Морейской войне (1684-1699) Христианского союза, в который входили Австрия, Польша, Венеция и Ватикан. Но венецианская помощь, на которую надеялись черногорцы, оказалось недостаточной. Скадарский паша Сулейман Бушатли дважды - в 1685 и 1692гг. - захватывал черногорскую столицу Цетинье, которую обороняли венецианцы с черногорцами. 28 сентября 1692 г. Цетиньский монастырь был разрушен, а митрополичья резиденция перенесена в монастырь Добрская Челия. Переломным моментом в истории Черногории стало избрание в 1697г., после смерти владыки Савватия Очинича, митрополитом и господарем молодого цетиньского монаха Даниила. Владыка Даниил стал первым черногорским правителем из династии Петровичей-Негошей, которая владела Черногорией до 1918г. Митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в этой семье, переходя от дяди к племяннику.

В 1700г. Даниил был хиротонисан сербским патриархом Арсением III (Черноевичем) в венгерском городе Сечуй. После возвращения на родину в 1701 - 1704гг владыка возрождает на новом месте Цетиньский монастырь, разрушенный турками. В 1702г. Даниил был коварно схвачен скадарским пашой Демиром и приговорен к смерти в случае невыплаты выкупа. Ежедневно турки заставляли его носить орудие своей казни - кол из Подгорицы в Спуж (10км) и обратно, а по ночам подвешивали со связанными руками под сводом городских ворот. Владыка был выкуплен за огромную сумму, собранную по всей Черногории.

В 1711г. в Цетинье прибывают послы из России полковник Михаил Ильич Милорадович, родом из Герцеговины, и капитан Иван Лукашевич, уроженец Подгорицы, с посланием от русского царя Петра I с предложением о совместной борьбе против Турции. Мысль послать грамоту в Черногорию подсказал старый друг владыки Даниила Савва Владиславич-Рагузинский. Черногорцы с радостью приняли предложение и напали на турок, стремясь присоединить Зету к Черногории. Но вскоре пришло сообщение из России о неудачном Прутском походе Петра I и подписании мира с турками. Черногорцы остались один на один с сильным неприятелем. В 1712г. 60 тысяч турок под началом боснийского визиря Ахмеда-паши вторглись в Черногорию. 17 июля 1712г. черногорцы одержали победу при Царевом Лазе. Было захвачено 86 турецких знамен. В битве был ранен сам владыка Даниил. В Цетиньском музее хранился крест, который имел на себе митрополит Даниил и по которому ударил саблей турецкий офицер. Этот крест и спас жизнь митрополита. Но другой части турецкого войска удалось пробиться в Цетинье и разрушить монастырь.

В 1714г. боснийский визирь Нуман (Думан) - паша Чуприлич со 120 тыс. турок опустошил всю Черногорию. Бежавшие в Будву черногорцы - в основном старики, женщины и дети - были выданы венецианцами туркам на расправу. Сам владыка Даниил чудом спасся в одной пещере. Отсюда он написал письмо своему брату негушскому князю Раде, в котором показал свой неукротимый дух и образно выразил свою внешнеполитическую программу: «Я – Москов, Москов, Москов!»

Cпасаясь от преследования, владыка Даниил был вынужден уехать через Боку Которскую и Вену в Россию. Побывав в 1715г., в Петербурге черногорский митрополит получил от русского царя Петра I деньги на восстановление монастырей и церквей, церковные книги и богослужебные предметы. Вернувшись из России в апреле 1716г. Даниил остановился в монастыре Подмаина, вблизи города Будвы. Он нашел Черногорию в тяжелейшем состоянии. В своем письме к русскому канцлеру Головкину Даниил писал: «Все разорено, разогнано и мечу предано, в рабство отведено; лишь малый остаток бежал в горы и спасся».

Уже в 1716г. (по другим данным - в 1717г.), в день Благовещения, произошла новая битва черногорцев с турками у села Тернине. В этом сражении черногорцы одержали победу. В 1718г. черногорцы приняли участие в войне венецианцев с турками, напав на города Бар и Ульцинь. 21 июня 1718г. был заключен Пожаревацкий мир между Турцией с одной стороны и Венецией и Австрией с другой. По нему венецианцы получили приморские земли Грбаль, Маини, Браичи и др., ранее принадлежавшие Черногории. Владыке удалось лишь отстоять свою церковную юрисдикцию над этими землями, где находились древние православные монастыри Подмаина, Станевичи, Ластва Грбальска. В 1718г. митрополит Даниил добился от венецианского сената подтверждения прав православных в Боке Которской.

В 1719г. Печский патриарх Моисей (Райович-Чурла), во время своего посещения Черногории, рукоположил в епископы племянника Даниила – архимандрита Савву (Петровича-Негоша), которого черногорский митрополит наметил в свои преемники. Долгое правление Саввы (1735-1781) показало, что выбор владыки Даниила был неудачен. Владыка Савва был полной противоположностью своему энергичному дяде. Он был скромным пастырем, не отличавшемся твёрдостью характера и решимостью вести свой народ по пути полного освобождения от турецкой зависимости. При нём большое влияние приобрёл его двоюродный брат Василий.

Митрополит Даниил умер 4 января 1735г. в монастыре Подмаина в Будве, где и был похоронен в малой Успенской церкви. В 1747г. в этом монастыре была построена Большая Успенская церковь, прах владыки перенесли в нее. Отсюда в 1856г. останки были перенесены в Цетинье, где и покоится сейчас в небольшой открытой часовне на горе Орлиный крест.

Владыка Даниил был один из самых выдающихся сербских архипастырей. Он рассматривал себя не только наследником зетских митрополитов, но и наследников династии зетских господарей Черноевичей. Иногда он подписывался: «Даниил, воеводич сербской земли». Он был твердым защитником Православия. О нем которский бискуп Марин Драго писал: «Он агрессивен, и если светские власти не воспрепятствуют ему, то католицизм в дальних краях его епархии попадет в очень большую опасность.» Именно владыка Даниил заложил фундамент полной черногорской независимости, которой добился Св. Петр Цетиньский и официально подтвердил черногорский князь Николай I.

Библиография:

на русском языке:
1. «Русский зритель», 1829г., № 17/20, с.198-199 – письмо черногорского митрополита Даниила А.П. Курбатову от 1.01.1721г.
2. «Славянский мир», 1878г., вып. 10, с.290-302
3. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Синода. т.2 (СПб, 1879г.), ч.1, с.612-614, т.32 (СПб, 1915г.), с.490-507.
4. П.А. Ровинский «Черногория в её прошлом и настоящем», СПб, 1881-1901гг.
5. Пётр Негош «Горный венец» (перевод Ю. Кузнецова), М, 1988г.
6. Ю.В. Бромлей, Л.Б. Валев «История Югославии», М, 1963г.

на сербском языке:
1. А. Стаматовић «Кратка историjа Митрополиjе Црногорско-приморске (1219-1999)», Цетиње, 1999г., с. 23-26
2. C. Милутиновић Саралиjа «Историjа Црне Горе», Цетиње, 1997г., с.37-81
3. М. Паjовић «Владари српских земаља», Подгорица, 1999г., с.127-128
4. В. Стеклоћа «Династиjа Петровић-Ньегош између приjатеља и неприjатеља », Цетиње, 2000г., c.37-43.

Олег Кузеванов

0

7

Священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-Приморский
(Память на Видовдан 15/28 июня - Собор всех сербских мучеников)

  http://www.pravoslavie.ru/sykon/database/imagebase/125.jpg
   
 

Иоанникий (в миру - Йован) родился 16 февраля 1890г. в селе Столив на берегу Которского залива, в семье Шпира Липоваца и Марии Дамианович. Закончил школу в Прчани, гимназию в Которе, православный богословский институт в Задаре и философский факультет в Белграде. Рукоположен в диакона 8-го, а в священника - 10 ноября 1912г. епископом Бококоторским и Дубровническим Владимиром (Боберичем).

В 1912-1918гг. был военным капелланом в Которе. В то время территория Которской бухты (Боки) находилась под властью Австро-Венгрии и в войсках империи Габсбургов, особенно во флоте, было много православных славян. Во время первой мировой войны на австрийских военных кораблях появлялись просербские и антиавстрийские надписи, которые австрийские офицеры боялись стереть в течение нескольких дней. В 1918г. в Которе вспыхнуло восстание австрийских моряков славянского происхождения, которое было жестоко подавленно.

В 1918-1919гг. о. Йован Липовац - настоятель прихода в Ластве. В 1919-1925гг. - преподаватель Цетиньской гимназии, женской учительской школы и Цетиньской семинарии. В 1925-1940гг. - профессор 1-й мужской гимназии в Белграде.

Как вдовый священник избран викарным епископом Будимльским в конце 1939г. Пострижен в монахи митрополитом Скопльским Иосифом (Цвийовичем) 1 февраля 1940г. в монастыре Раковица под Белградом и произведён в чин игумена. Вскоре, 11 февраля 1940г., рукоположен в епископы в Белградском соборе патриархом Сербским Гавриилом (Дожичем), митрополитом Скопльским Иосифом (Цвийовичем) и епископом Зворничско-Тузланским Нектарием. Решением Архиерейского собора 11 декабря 1940г. избран митрополитом Черногорско-Приморским. Поставление нового черногорского владыки совершил Скопльский митрополит Иосиф (Цвийович) 23 февраля 1941г. в Цетинье.

Крушение югославской монархии в апреле 1941г. и немецко-итальянская оккупация положили начало тяжелым испытаниям для православных в Черногории. Часть черногорских земель была включена в состав Великой Албании, албанские бандиты изгоняли и убивали православное население, особенно священников. По соглашению с оккупационными властями группа черногорских федералистов провозгласила в Петровдан 12 июля 1941г. возрождение Черногорского королевства под итальянским протекторатом. Это событие вызвало общенародное восстание против оккупантов и их марионеток. В восстании участвовали все политические силы: от роялистов (сторонников югославской монархии) до коммунистов. В ответ в Черногорию из Албании были введены 6 итальянских дивизий, которые пытались сломить сопротивление массовыми репрессиями. Пострадали многие храмы и монастыри: Режевичи, Градиште на побережье, Ждребаоник в Даниловграде, Жупа в Никшиче, Пива.

Осенью 1941г. произошло политическое размежевание в рядах восставших. Группа офицеров-роялистов в конце 1941 - начале 1942г. образовала "Черногорское национальное движение", в которое вошли и черногорские федералисты. Массовые убийства политических оппонентов, осквернение церквей, другие бесчинства, творимые коммунистами на занятых ими территориях, вызвали объединение всех некоммунистических сил.

Митрополит Иоанникий выразил поддержку антикоммунистическому блоку. Хорошо зная о коммунистических гонениях против Русской Православной Церкви в Советском Союзе, черногорский владыка понимал, что ждет православных клириков и мирян с приходом к власти людей типа Иосипа Броз Тито и Моше Пияде. Только за период с конца 1941 до середины 1942г. коммунисты убили 14 черногорских священников. Всего в 1941-1945гг. в Черногории погибли 100 священников, из которых 12 убиты оккупантами, а остальные 88 - коммунистами.

Как духовный глава православных и председатель Общества Красного Креста Черногории митрополит Иоанникий неоднократно требовал от итальянских оккупационных властей освобождения черногорцев, посаженных в тюрьму или интернированных в Албанию и Италию. Из своих скромных средств Цетиньская митрополия помогала беженцам, пострадавшим от албанского, хорватского и немецкого террора.

В ноябре 1944г., спасаясь от наступавших отрядов Тито, митрополит Иоанникий с 70 священниками покинули Черногорию. Все священники были замучены в Словении в мае 1945г., в дни, когда югославскими коммунистами были убиты десятки тысяч людей. Сам митрополит был схвачен и препровожден в Сербию, где под Аранджеловацем был казнен в cередине июня 1945г. Командующий 1 югославской армии прислал в Цетиньский монастырь панагию и крест убитого митрополита.

Митрополит Иоанникий был в полном смысле воин Православия. Сам он определял Православие (в своей статье в "Гласе Черногорца" от 14 марта 1943г.) так: "Православие есть непрестанное предстояние, постоянная борьба за чистоту души и тела, за сбережение христианской морали и ее применение во всех проявлениях личной и общественной жизни. Оно есть борьба непрестанная и беспощадная против зла, которое души людей тащит в глубины мрака и вечной смерти".

"Православие против мрачного пессимизма, который не творит ничего позитивного, который разоряет, но не лечит. Оно есть вера бодрого творческого оптимизма; религия, которая учит людей верить в лучшее, смотреть на всех как на братьев и радоваться жизни".

Митрополит Иоанникий принес свою земную жизнь на алтарь страдающего Православия, которому остался непоколебимо верен и последователен, как и многие известные и неизвестные мученики за Христову веру, за свой страдающий народ.

Библиография:
на сербском языке:
1. Джомиh В.В. "Голгота митрополита црногорско-приморског Jоаникиjа (1941-1945)" Цетинье, 1996г.
2. Журнал "Светигора", №58, 1997г., с.53-55 - В.П. "Голгота митрополита црногорско-приморског Jоаникиjа (1941-1945)".
3. Журнал "Светигора", №49, 2я стр. обл. - Сабор Светих мученика и новомученика Сербских.
4. Газета СПЦ "Православлье", № 751, 1.07.1998г. - статья "Новопросиjавши светительи у земльи Српскоj".
5. http://www.spc.org.yu/News/novomucenici … ije_c.html

Перевод с сербского Олега Кузеванова

0

8

Олег Кузеванов
СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ОСТРОЖСКИЙ,
МИТРОПОЛИТ ЗАХОЛМСКО-ГЕРЦЕГОВИНСКИЙ

(память 29 апреля / 12 мая)
Святитель Василий Острожский - один из самых почитаемых (как раньше, так и сегодня) сербских святых. Это, несомненно, связанно с тем, что до сих пор не прекращаются бесчисленные чудеса исцелений у ковчега с его мощами, находящимися в черногорском монастыре Острог. Каждый год приносит новые известия о чудесах св. Василия. Многочисленные свидетельства очевидцев - наших современников, видеозаписи укрепляют почитание этого самого милосердного святого в народе. Не иссякает поток паломников и туристов со всех стран, стремящихся посетить место подвижничества и упокоения Острожского чудотворца. В 70-х - 80-х годах прошлого века в день Святой Троицы (престольный праздник монастыря Нижний Острог) собиралось со всех сербских земель около 15 тысяч человек, что составляло 1/10 часть тогдашнего населения Черногории.

Он родился в селе Мрконич в Поповом Поле 28 декабря 1610г. у набожных родителей Петра и Анастасии Йованович и при крещении получил имя Стоян. С детства он был научен посту, молитве и страху Божьему.

Когда Стоян подрос, родители отвели его в ближайший монастырь Завала, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, где игуменом был дядя Стояна - Серафим. В монастыре было много ученых монахов и большая библиотека. Здесь Стоян учился мудрости Священного Писания и Святых Отцов, а также полезным светским наукам.

Пробыв некоторое время в Завале, он перешел в монастырь Тврдош, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, в котором находилась резиденция Требиньской епархии. Здесь он принял постриг с именем Василий. Вскоре Преподобный был удостоен диаконского, а затем и священнического чина.

Из монастыря Тврдош Св. Василий направился в Черногорию, где тогдашний черногорский митрополит Мардарий (по прозвищу Корнетский владыка) задержал его у себя в Цетиньском монастыре. В это время в Черногории, при попустительстве Мардария, иезуиты активно вели униатскую пропаганду. Св. Василий убеждал митрополита выступить против латинской ереси, но Мардарий его не слушал.

Вскоре Мардарий согрешил со служанкой, а обвинил в этом молодого слугу Василия. Василий был осужден на повешение, но просил подождать с исполнением приговора до рождения ребенка у служанки. Когда ребенок родился, Василий взял его в руки, три раза дунул и спросил, чей он. К великому чуду новорожденный ребенок проговорил: "Корнетского владыки".

Тогда Василия оправдали, а Мардария "каменовали" (забросали камнями), насыпав над ним каменный курган, который называют "могилой Корнетского владыки".

После этого Василий вернулся в Тврдош. Став архимандритом этого монастыря, он как духовник и пастырь обходил герцеговинские села, совершая богослужения и наставляя паству в Евангельской мудрости. Предпринял тврдошский архимандрит и дальнюю поездку на Русь, откуда привез много богатых церковных даров, священнических облачений, церковные книги и деньги для своей паствы. Помощь от единоверных русских братьев помогла восстановить многие храмы, бывшие в запустении, и открыть народные школы при монастыре и приходских церквях. Эти труды Св. Василия вызвали ненависть к нему герцеговинских потурченцев и агентов латинской унии, которые искали возможность его убить.

Вскоре Св. Василий направился на Афон через монастыри Жупу Никшичскую, Морачу и Джурджеви ступови (Георгиевские столбы). По дороге он заехал в Печ к патриарху Паисию I Яньевацу и подробно рассказал ему о тяжелом положении православных сербов в Герцеговине, о турецких насилиях и латинской пропаганде. Патриарх отпустил его на Святую Гору, обязав вернуться в Печ.

На Афоне Cв. Василий обошел многие монастыри и скиты, где учился у афонских подвижников. По возвращению его в Печ, патриарх Паисий созвал сербских архиереев, которые в праздник Преображения в 1638г. рукоположили 28-летнего Василия в епископы, поставив его митрополитом Требиньским с резиденцией в Тврдоше.

Вернувшись в родные края, Святитель начал свои архипастырские труды без оглядки на опасности, которые вновь стали ему грозить. Сила его молитв была так велика, что он уже тогда стал совершать чудеса исцеления. Трудами Святого стали обновляться многие монастыри Требиньской епархии.

В то время турки убили Восточно-Герцеговинского митрополита Паисия Требешанина, чья резиденция находилась на окраине Никшича. Тогдашний печский патриарх Св. Гавриил (Раич), впоследствии пострадавший как священномученик, воссоединил восточную и западную герцеговинские епархии в единую Захолмскую митрополию под началом Св. Василия.

Турецкие притеснения вынудили Святителя покинуть свою резиденцию под Никшичем и обосноваться в монастыре Острог у игумена Исайи. В Остроге Св. Василий вместе с другими подвижниками обновил Введенскую церковь, а также соорудил Крестовоздвиженскую церковь. Его трудами Острожская пещера превратилась в настоящий монастырь.

Поблизости от Острога жил князь Раич со своими шестью сыновьями, который чинил монахам всяческие притеснения. Будучи в 1667 г. у печского патриарха Максима, Святитель поведал ему о насилиях белопавлического князя, и патриарх написал Раичу письмо, в котором пригрозил проклятием всякому, кто дерзнет вредить монастырю и его насельникам. И сам Василий предсказывал князю, что если он не прекратит творить неправду, то лишится своих сыновей. Это пророчество вскоре исполнилось. Опечаленный князь Раич принес искреннее покаяние в своих грехах и Господь, по предсказанию Св. Василия, вновь утешил его мужским потомством.

Неустанно подвизаясь в посте и молитве Святитель достиг конца своей земной жизни и 29 апреля (12 мая) 1671г. в своей келии мирно предал свою душу в руки Господа. Из скалы, у которой находилась его келия, выросла виноградная лоза. Тело Святого монахи погребли в Введенской церкви.

Чудеса Святого Василия
Спустя семь лет после своего упокоения в 1678г. Святитель явился во сне игумену монастыря в Жупе Никшичской Рафаилу Косиеревцу и повелел ему прийти в Острог и открыть его гроб. Игумен не придал своему сну никакого значения. Этот сон повторился во второй раз, но также безуспешно. В третий раз явился игумену Св. Василий, облечённый в архиерейские одежды и с кадильницей в руках. И когда Святитель кадил, - из кадильницы вышел жар и опалил игумена по лицу и рукам. Игумен пробудился и с великим страхом рассказал о видении братии своего монастыря.

После игумен Рафаил пошёл в Острог и поведал о воле Святого острожским монахам. Иноки установили строгий пост, служили ежедневно литургии, и через 7 дней, окадив гроб Св. Василия, отворили его. Пред ними предстали нетленные мощи Святителя, которые были жёлтые как воск и благоухали как базилик. Монахи взяли тело Святого, положили в ковчег и перенесли в Введенскую церковь, где оно почивает и сейчас.

Весть об открытии мощей Св. Василия быстро разнеслась по всем православным краям, и народ стал стекаться к его гробу.

Среди многих паломников был и последний печский патриарх (1763-1765гг.) Василий (Бркич-Йованович), умерший в Петербурге в 1772г. и похороненный в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры. Патриарх Василий бежал от турецких притеснений и нашёл убежище в Черногории. В Остроге он провёл 6 месяцев и в это время составил службу и житие Святителя.

Акафист Св. Василию в 1947г. составил протоиерей Василий Ивошевич, ученик другого черногорского святого - преподобного Симеона Дайбабского (Поповича). Первую икону Василия Острожского написал Гавриил Дмитриевич в монастыре Морача спустя 30 лет после прославления Святителя.

Как во время земной жизни Св. Василий подвергался гонениям от неприятелей Божиих, так и после его блаженной кончины враги не оставляли в покое мощи его. Три раза черногорцам приходилось спасать свою святыню.

В 1714г., когда кровавый Нуман-паша Чуприлич с огнём и мечём прошёл всю Черногорию, острожские монахи закопали мощи Святителя на берегу реки Зеты. Вода омывала ковчег, но мощи остались неповреждёнными.

Во второй раз мощи спасали в 1852-1853гг., когда турки во главе с Омером-пашой вторглись в Черногорию с 4-х сторон. Измаил-паша с шеститысячным войском неожиданно подошёл к Острогу. Брат черногорского князя Мирко Петрович-Негош с сотней черногорцев пробился к Верхнему монастырю и, засев за его стенами, мужественно отражал все нападения. Турки врывались во двор, где резались в рукопашную. Даже помосты церкви были залиты кровью. Трупы турок усеяли все скаты Острожской горы. Лишь когда к монастырю подошёл сам Омер-паша с 17 тыс. войска, черногорцы, взяв мощи Св. Василия, ночью проскользнули мимо неприятеля, и ушли в Цетинье. Там положили ковчег с мощами в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Цетиньского монастыря рядом с мощами Св. Петра Цетиньского. Сам Острог был сожжён турками.

Третий раз святыню спасали в начале июня 1877г., когда Сулейман-паша с боями подошёл к Острогу. Мощи Святителя вновь хранились в Цетиньском монастыре.

Русский путешественник Е. Марков, побывавший в Остроге в 1903г., писал: "Мощи эти - величайшая народная святыня черногорцев. Они готовы оставить на сожжение врагу все свои дома, бросить жён и детей на произвол судьбы, но до последней капли крови защищать мощи своего Святителя".

В феврале 1942 г. монастырь захватили красные партизаны Тито и провозгласили Острожскую республику. Партизан Миушкович приказал сбросить с монастырской стены икону и мощи Св. Василия, но откуда-то упала граната и осколками ее Миушкович был смертельно ранен. А через несколько дней и его брат погиб недалеко от Острога.

В феврале 1942 г., во время обстрела немцами Острога, один снаряд из горного орудия ударил в каменную стену над Верхним монастырём, разбил двери церкви Честного Креста, но не взорвался, а при падении о пол церкви раскололся на две части. Позднее специальным исследованием было выяснено, что снаряд был исправен и должен был разорваться. Очевидно, что Святитель не допустил вреда своей церкви. Снаряд и сейчас хранится в Верхнем Остроге.

Один ремесленник с окраины Никшича тяжело заболел. Врачи при осмотре поставили диагноз: полный паралич. Никакое лекарство помочь не могло. Больного совсем скрючило. Родные хотели отнести его в Острог, к мощам Святителя, но он отказался, так как был атеистом. Но через некоторое время ему во сне явился Св. Василий и позвал в свой монастырь для исцеления. Поразмыслив, этот человек стал просить, чтобы его отвезли в Острог. Там он исповедался и одну ночь провёл перед ковчегом с мощами Святителя, где над ним читали молитвы. Вскоре он полностью выздоровел и из благодарности Василию Острожскому крестил своего сына в честь Святого.

В 1954г. некий Драго Джабаркапа тяжело заболел болезнью желудка. Боли были непереносимыми, и больной уже не мог двигаться без посторонней помощи. Предстояла операция. В марте 1955г. ему приснился необычный сон. Снилось ему, что он идёт незнакомым путём. Всю душу охватил страх. Во сне Драго свернул с дороги в небольшую пещеру. Из мрака появился незнакомый человек и повёл его к небольшой двери. За дверью находилось красивое и очень светлое помещение, хотя ламп нигде не было видно. Незнакомец сказал: "Заночуй здесь, это дом Святого Василия." Проснувшись, больной рассказал сон своим родителям, и, посоветовавшись с ними, решил поехать с матерью в Острог. В монастыре он провёл два дня, ежедневно читая молитвы Святителю. А после, полностью выздоровев, вернулся в свой дом.

В конце июня 1996 г. в Острог из Крушевца родители привели четырнадцатилетнюю дочь Снежану. Когда они работали в Германии, их дочь примкнула к сатанистам, участвовала в их сборищах на кладбищах и целиком попала под власть дьявола.

Родители долго терпели ее состояние, но когда терпение их иссякло, решили отвести Снежану в Острог и оставаться там пока она не излечиться. И было им по вере их.

Сразу по прибытии в Острог было невозможно привести Снежану к мощам святителя. Такая дьявольская сила была в хрупкой девочке, что двое мужчин не могли ввести ее в церковь. Она кричала, билась, кусала себя и других. С трудом удалось удержать девочку, чтобы она не бросилась с балкона. В первый день священники были вынуждены служить молебны у автомобиля. Всю ночь девочка кричала.

Во второй день Снежану ввели в церковь, но приложиться к мощам она не смогла. Девочка опять кричала, кусала себя и других. Вновь был отслужен молебен, на этот раз в церкви. Всю ночь за девочкой бдительно присматривали.

На третий день Снежана сама вошла в церковь и приложилась к мощам Св. Василия и ко кресту, а после молебна вышла смирная как овечка.

Якоже в животе бе милостив к немощным и недужным телом и душею; тако и после смерти велми милосердствуя помогает не токмо верным, но и простодушным мухамеданцам, иже приходят к нему, ища и моля его о помощи и исцелении от недугов и бесовских нахождений.

(Из "Сербляка" - богослужебных молебных правил святых сербского рода")
Олег Кузеванов
Ноябрь 2000 г., сайт "Православие-2000".

0